Продать "Уралкалий": Сколько? Кому? Почем?
Основной акционер "Уралкалия" Дмитрий Рыболовлев ведет переговоры с несколькими претендентами о продаже доли в компании. Котировки акций "Уралкалия" на бирже взмыли. Аналитики ломают голову, кто может выступить покупателем
Москва. 27 мая. FINMARKET.RU - Основной акционер "Уралкалия" Дмитрий Рыболовлев ведет переговоры с несколькими претендентами о продаже доли в компании. В четверг эту информацию, которая ранее давалась со ссылкой на источники, подтвердил сам "Уралкалий".
Компания подчеркивает, что переговоры находятся на ранней стадии, и уверенности, что сделка состоится, нет. "Условия и схема сделки на данном этапе также не определены", - говорится в сообщении.
С кем миллиардер Дмитрий Рыболовлев (согласно последнему рейтингу журнала Forbes он занимает 79-е место среди богачей планеты), контролирующий 65,6% акций "Уралкалия", ведет переговоры, в компании не уточняют. Однако по данным источников "Интерфакса" на рынке, в числе возможных кандидатов - глава "Интерроса", совладелец "Норильского никеля" Владимир Потанин, глава группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров, глава совета директоров НЛМК Владимир Лисин, совладелец "Полюс Золота", "Группы компаний ПИК" и банка "МФК" Сулейман Керимов, а также совладелец АФК "Система" Владимир Евтушенков.
О переговорах Д.Рыболовлева о продаже "Уралкалия" в среду "Интерфаксу" сообщил источник на рынке. Он не назвал сумму сделки, отметив, что она может превысить текущие биржевые котировки. Рыночная капитализация компании на закрытие рынка в среду составляла $6,7 млрд.
Представитель "Интерроса" в среду вечером опроверг информацию о переговорах.
"Вопрос действительно обсуждался, но было принято решение отказаться от сделки", - сообщил "Интерфаксу" представитель ОНЭКСИМа.
Позже на эту тему высказался сам Михаил Прохоров. "Мне эта компания неинтересна", - сообщил он журналистам в четверг. "Опять меня "женят" со всеми возможными активами. Странное дело: если кто-то что-то продает, я "покупаю" все в последнее время", - добавил М.Прохоров. Отвечая на вопрос, поступало ли его структурам предложение о покупке акций "Уралкалия", предприниматель заявил: "Не помню".
Хорошо для рынка
Цена продажи пакета может быть на 20-30% выше текущей рыночной цены, что может выступать сильным драйвером роста котировок в краткосрочном периоде, отмечают аналитики ИФК "Метрополь". Продажа пакета этих акций также может положительно отразится на химическом секторе в целом, полагают они.
Эксперты Unicredit Securities также считают данную новость положительной для акций компании, так как "Уралкалий", судя по всему, находился под давлением со стороны государства после затопления пятого рудника в 2006 году. "Мы считаем, что давление на компанию может прекратиться вскоре после смены мажоритария", - считают аналитики.
Информация о продаже должна быть позитивно воспринята рынком, считают эксперты "ВТБ Капитал". Причем хорошей новостью это будет в первую очередь не из-за возможного выкупа (по закону новый акционер должен будет предложить выкуп акций с рынка, если его доля выше 30%), а потому, что это устранит напряженные отношения компании с правительством, полагают они.
Участники рынка восприняли эту информацию так же, как и аналитики - котировки "Уралкалия" взмыли вверх. По состоянию на 14:00 мск бумаги компании на Фондовой бирже ММВБ выросли на 10,57% - до 110,85 руб. за акцию.
Зачем он это делает?
Эксперты ИК "Тройка Диалог" отмечают, что неочевидно, зачем Дмитрию Рыболовлеву, активно участвующему в управлении "Уралкалием" с конца 1990-х годов, пережившему сложный период конца 2008 года после расследования причин затопления рудника и зарекомендовавшему себя жестким переговорщиком, понадобилось продавать компанию сейчас. Но они полагают, что основных соображений может быть три, и они взаимосвязаны.
Во-первых, Д.Рыболовлев хочет воспользоваться образовавшемся на рынке избытком ликвидности (который приводит к формированию "мыльных пузырей"), чтобы монетизировать свои инвестиции в преддверии ожидаемого резкого сокращения ликвидности в среднесрочной перспективе. Во-вторых, это продиктовано желанием диверсифицировать политические риски. "Хотя конфликт с Кремлем в связи с затоплением рудника успешно разрешился и компания отделалась небольшим штрафом, гарантий того, что политический климат не изменится, нет", - отмечают эксперты. Кроме того, менее вероятная причина может быть связана с продолжающимся процессом развода и с необходимостью для Дмитрий Рыболовлева зарезервировать некоторую сумму денег в случае невыгодного для него урегулирования данного вопроса.
Желание Д.Рыболовлева продать долю в компании весьма понятно, считают аналитики "ВТБ Капитал". В то время как калийный бизнес очень привлекателен (у него олигополистичная структура и высокая маржа), его отношения с российское правительство весьма сложные. Примером тому было новое расследование затопления шахты в 2006 году, инициированное вице-премьером Игорем Сечиным, которое грозило компании претензиями на несколько миллиардов долларов. Тогда ситуация была разрешена, и "Уралкалий" избежал этой участи, заплатив лишь около 8,8 млрд рублей ($280 млн), но инвестиционное сообщество озабочено дальнейшей возможностью эскалации проблем, отмечают эксперты "ВТБ Капитала".
Аналитики Unicredit Securities также отмечают, что "Уралкалий", судя по всему, находился под давлением со стороны государства после затопления пятого рудника в 2006 году; это давление принимало форму неоднократных проверок и оценок нанесенного ущерба и многочисленных сообщений о потенциально крупных штрафов.
При этом эксперты "Тройки Диалог" полагают, что хотя сообщается о возможности продажи всего пакета Д.Рыболовлева, реализация им 30% акций при сохранении за собой еще 36% и статуса партнера представляется более реалистичной.
"Продажа более крупного пакета подразумевает обязательный выкуп долей миноритариев. Рыночная капитализация Уралкалия составляет $6,8 млрд. после серьезного падения котировок, и если исходить из премии в 30%, то мы получаем $8,9 млрд. Таким образом, 30%-я доля в компании стоит $2,1 млрд. ($2,7 млрд. с учетом 30%-й премии), а 50%-й пакет стоит $3,4 млрд. ($4,5 млрд. с учетом 30%-й премии). Вряд ли в России найдется покупатель, который сможет позволить себе еще и выкуп долей миноритариев, если только цена приобретения не будет значительно ниже рыночной", - поясняют эксперты свое предположение.
Кто покупатель?
"Уралкалий", несомненно, представляет собой актив мирового класса, так что потенциальных покупателей должно быть много, однако продать его - по политическим причинам - можно только российской компании, убеждены аналитики "Тройки Диалог".
Хотя объединение "Уралкалия" с "Норильским Никелем", по мнению экспертов, - вариант реалистичный, ОК "РУСАЛ" и руководство "Норильского Никеля", вероятно, будут против этого, будь то сделка с обменом акций или денежная транзакция.
В "ВТБ Капитале" также отмечают, что многие глобальные компании горной промышленности, включая K+S, PotashCorp, Vale и BHP Billiton, могли бы заинтересоваться контрольным пакетом акций "Уралкалия". Однако они сомневаются, что такая сделка возможна по политическим причинам.
Теоретически, каждый из упомянутых выше российских олигархов мог бы позволить себе контрольный пакет "Уралкалия", особенно при нынешних упавших ценах, при этом у Михаила Прохорова самые сильные "финансовые мускулы", отмечают в "ВТБ Капитале".
Эксперты Unicredit Securities считают В.Потанина самым вероятным кандидатом на приобретение "Уралкалия". Однако у самого В.Потанина может не оказаться достаточных средств на приобретение, так как у него уже есть долг перед ВТБ в размере около $3,2 млрд, отмечают они.
"Тем не менее, мы считаем, что интерес Потанина к приобретению данного актива может в конечном счете привести к тому, что ГМК "Норильский никель", крупнейшими акционерами которого являются Потанин и UC Rusal, приобретут производителя хлористого калия. Для ГМК данная сделка не должна составлять проблемы, учитывая, что его чистый долг в размере $1,7 млрд составляет всего 0,2 EBITDA, прогнозируемой на 2010 год. Мы считаем, что UC Rusal поддержит идею данного приобретения, учитывая понижение котировок акций компании, относительно высокое качество "Уралкалия" и уникальной возможности выхода на привлекательный рынок хлористого калия, характеризующегося высокой концентрацией", - полагают аналитики.
В этой связи эксперты считают данную новость потенциально положительной для "Норильского никеля", так как приобретение позволит диверсифицировать источники выручки компании и в потенциале способствовать повышению стоимости компании в результате приобретения акций по пониженной цене.
Однако рассуждения аналитиков были разбиты в четверг - возможность слияния ГМК "Норильский никель" с "Уралкалием" не рассматривается, сообщил на брифинге в четверг гендиректор "Норникеля" Владимир Стржалковский.