Молдавия хочет строить с Россией отношения в духе стратегического партнерства

Глава МИД Молдавии Юрий Лянкэ в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как развивается сотрудничество стран и решаются наиболее острые проблемы взаимоотношений

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 мая. INTERFAX.RU - Вице-премьер, министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Юрия Лянкэ в преддверии первого рабочего визита в Москву 27 мая дал интервью корреспонденту агентства "Интерфакс"в Кишиневе Анатолию Голе.

- Г-н министр, на этой неделе состоится ваш первый рабочий визит в Российскую Федерацию. Каковы главные цели визита, какие основные вопросы предстоит обсуждать?

- Действительно, это будет мой первый рабочий визит в Российскую Федерацию в качестве вице-премьера и министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии. Основная цель визита - это совместный поиск путей углубления и всестороннего развития наших двусторонних отношений. Я благодарен министру иностранных дел Российской Федерации Сергею Лаврову за приглашение посетить Москву. Планируется обсуждение различных вопросов двустороннего сотрудничества, в частности, в политической, экономической и гуманитарной сфере. Также, намечено подписание Плана консультаций между министерством иностранных дел и европейской интеграции Молдавии и министерством иностранных дел России.

- За восемь месяцев в должности министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии вы побывали во многих столицах, но до Москвы только сейчас дошла очередь. С чем это связано?

- Это не означает отсутствие диалога. В этот период взаимодействие между МИД наших стран развивалось в нормальном режиме: состоялись несколько встреч на уровне министров иностранных дел (Кишинев, 8 октября и Афины 1 декабря 2009г.), далее имел место обмен рабочими визитами на уровне заместителей министров иностранных дел. В конце прошлого года, в Кишиневе, состоялись межмидовские консультации по консульским вопросам.

- В сентябре 2009 г., при подписании Декларации о создании в Молдавии правящего Альянса за европейскую интеграцию, было заявлено, что одним из приоритетов внешней политики, помимо европейской интеграции и восстановления добрых отношений с Румынией и Украиной, коалиция будет выступать за развитие стратегического партнерства с Российской Федерацией. В какой степени удается решать эту задачу?

- На мой взгляд, за этот короткий период времени новому правительству Молдавии удалось установить деловые, партнерские отношения с Россией. Практически с самого начала деятельности нового правительства республики было подчеркнуто наше стремление придать двусторонним отношениям с Российской Федерацией прагматичный, динамичный и открытый характер.

В ходе саммита СНГ в Кишиневе, 9 октября 2009 года, состоялись первые рабочие встречи руководителей наших стран. Поддерживается постоянный диалог на межправительственном уровне. 20 ноября 2009 г. в Ялте и 21 мая 2010 г. Санкт-Петербурге в рамках заседаний Совета глав правительств СНГ состоялись рабочие встречи премьер-министров Молдавии и России Владимира Филата и Владимира Путина.

Также следует отметить успешное проведения XI-го заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, которое состоялось 4-5 февраля 2010 года в Кишиневе.

В конце марта с.г. в Москве с рабочим визитом находился Виктор Осипов, вице-премьер, курирующий проблематику приднестровского урегулирования. Практически в это же время состоялся визит в Молдавии г-на Игоря Шувалова, первого заместителя председателя правительства России.

Мой нынешней визит подтверждает настрой властей Республики Молдова на дальнейшую интенсификацию молдавско-российского политического диалога на всех уровнях и к более полному использованию существующего потенциала сторон для развития взаимовыгодного сотрудничества.

- Молдавия прилагает большие усилия для достижения целей по европейской интеграции. Это не препятствует развитию отношений с РФ?

- Представители правительства Молдавии неоднократно подчеркивали, что стратегический курс нашей страны на европейскую интеграцию не может быть противопоставлен дальнейшему развитию двустороннего плодотворного сотрудничества со всеми странами СНГ и, в первую очередь, с Российской Федерацией.

- В определенных политических кругах России существует мнение, что после смены власти в Молдавии, официальный Кишинев ориентируется только на Европу, США и Румынию в ущерб сотрудничеству с Россией. Так ли это?

- Это ошибочное мнение. Как я уже отметил выше, за этот короткий промежуток времени нам удалось реализовать целый ряд конкретных мероприятий, которые подтверждают нашу решимость иметь гармоничные, взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией в духе стратегического партнерства, что четко определено в Программе деятельности правительства.

- Несмотря на то, что, формально, не существует проблем между РМ и РФ, периодически возникают сложности, в частности, в экспорте молдавской алкогольной продукции или в погашении исторической задолженности за российский газ. Как вы оцениваете уровень развития экономических отношений между двумя странами?

- Вопросы поставок молдавской алкогольной продукции на российский рынок неоднократно обсуждались, как на правительственном, так и на межведомственном уровнях, и они постепенно решаются. Хотелось бы надеяться, что уже в самое ближайшее время будет принято решение об увеличении пунктов таможенного пропуска для нашей продукции.

С удовольствием констатирую, что в первом квартале 2010 года отмечается явная тенденция роста общего объёма товарооборота между нашими странами. Согласно статистическим данным Республики Молдавии, объём молдавского экспорта на российский рынок возрос на 41,9%, по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 24% от общего объёма молдавского экспорта. Одновременно, республика начала постепенно восстанавливать свои позиции на российском рынке алкогольных напитков.

Что касается исторической задолженности за российский газ, хотел бы подчеркнуть, что данная проблема находится на постоянном контроле правительства Молдавии. Хотел бы выразить уверенность, что совместными усилиями мы найдем взаимоприемлемые решения.

- Россия является важным участником в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Несмотря на то, что реинтеграция страны является одним из приоритетов правящей в Молдавии коалиции, в этом вопросе не удалось достигнуть прогресса. Будет ли эта проблема обсуждаться в ходе визита в Москву?

- Я не стал бы так категорично утверждать об отсутствии какого-либо прогресса. Не будем забывать, что до недавнего времени вообще никакого движения не наблюдалось. Нынешнее правительство нацелено на продвижение конструктивного диалога со всеми вовлечёнными в переговорный процесс партнёрами, а также, на укрепление мер доверия между обоими берегами Днестра. Определённые результаты всё же достигнуты. Это и проведение нескольких раундов встреч в формате "5+2" 6 ноября 2009 г. в Вене, 9 ноября 2009 г. в Тирасполе, 1-2 марта 2010 г. в Вене и 23-24 мая 2010 г. в Астане; это и проведение тематических консультаций на двустороннем уровне в Брюсселе, Вашингтоне, Москве и Киеве. Я особо отметил бы, в этой связи, возобновление заседаний совместных рабочих групп по укреплению мер доверия, которые имеют достаточно положительную динамику и направлены на достижение конкретных результатов.

Разумеется, этот вопрос будет находиться на повестке дня во время моего визита в Москву, ведь Российская Федерация является важным партнёром в процессе приднестровского урегулирования. Надеемся на конструктивный диалог, который позволит наметить конкретные шаги по возобновлению официальных, полномасштабных переговоров в формате "5+2", для определения окончательного и жизнеспособного решения этого затянувшегося и безусловно нуждающегося в политическом решении вопроса. На данном этапе, возобновление официальных переговоров является одной из первостепенных задач, и мы призываем все вовлечённые стороны активно и плодотворно этому содействовать.

- На прошлой неделе президенты России и Украины подписали совместное заявление по приднестровскому урегулированию. Как Молдавия оценивает этот документ?

- Как известно, правительство Республики Молдавии уже высказалось по поводу этого Заявления 18 мая. Мы расцениваем заявления наших партнёров в переговорном процессе в формате "5+2", как проявление политической воли способствовать скорейшему, всеобъемлющему и жизнеспособному урегулированию приднестровского вопроса, на основе уважения фундаментальных принципов суверенитета и территориальной целостности Республики Молдавии в рамках её международно-признанных границ.

- Прежние молдавские власти нередко пытались "сыграть" на разногласиях между Москвой и Киевом, чтобы извлечь выгоду в процессе урегулирования приднестровского конфликта. Что изменится для Кишинева, если Россия и Украина существенно сблизят позиции по этому вопросу?

- Считаю, что изначально ставить задачу "играть" на чьих-либо разногласиях, а особенно между столь важными для нас партнёрами, является неконструктивным и недальновидным подходом. Нам следует основываться не на конфронтации, а на открытом диалоге и политической воле сближать позиции по вопросам, отражающим интересы сторон.

Сближение позиций и взглядов посредников и наблюдателей в переговорном процессе, в том числе Москвы и Киева, должно быть нацелено на возобновление официальных переговоров, в формате "5+2", для окончательного урегулирования приднестровского вопроса. Уверен, что Российская Федерация и Украина будут и в дальнейшем привержены этим фундаментальным и неотъемлемым принципам в приднестровском урегулировании. И такого рода сближение, о котором вы упомянули, может иметь весьма прагматичный смысл, в рамках международного права, и положительный эффект в плане окончательного решения приднестровского конфликта.

- После подписания киевской декларации по Приднестровью, правительство Молдавии заявило, что будет и впредь добиваться вывода российских войск с территории Приднестровского региона. Каким образом вам видится решение этой задачи?

- Позиция Республики Молдавии по вопросу вывода российских войск и боеприпасов из Приднестровского региона общеизвестна и была неоднократно озвучена как на двустороннем уровне, так и в рамках компетентных международных организаций, в частности ОБСЕ и ООН, то есть, задолго до подписания совместного Заявления президентов России и Украины.

Решение этой задачи основывается как на конституционно-закреплённом статусе нейтралитета Республики Молдавии и принципе международного права o недопустимости пребывания иностранных военных сил на территории страны без её согласия, так и на взятых на международном уровне Российской Федерацией обязательствах, на Саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле.

Наше видение состоит в том, что демилитаризация региона будет в решительной мере способствовать укреплению доверия между всеми сторонами, создав тем самым благоприятную основу для комплексного продвижения урегулирования исключительно политическими средствами. Исходя из этих соображений, мы последовательно и выступаем за замену нынешнего военного контингента в зоне безопасности, который давно выполнил свои миротворческие задачи в стабилизации ситуации после окончательного прекращения вооружённого конфликта, на многонациональную гражданскую миссию, действующей на основе международного мандата. Вот почему мы и призываем все стороны, вовлечённые в процесс урегулирования приднестровского конфликта и желающие мира и стабильности в регионе, способствовать достижению этой цели.

- Несмотря на требование Кишинева, российские войска остаются на территории республики уже на протяжении почти 20 лет. Не лучше ли было, по примеру других стран, официально договорится с Россией о размещении военной базы в Приднестровье и взимать плату за это?

- Отчасти, в предыдущем ответе уже была представлена наша позиция по этому вопросу. Вопрос о каком-либо изменении статуса этих войск или размещении военной базы на территории Республики Молдавии не рассматривается.

- Молдавия может отойти от закрепленного в Конституции принципа нейтралитета или это всего лишь политические спекуляции определенных сил?

- Думаю, Вы уже сами ответили на этот вопрос. Бесспорно, Конституция страны не может и не должна быть предметом спекуляций. В увязке с предыдущим ответом повторюсь: Нынешнее Правительство Молдавии, сформированное Альянсом за Европейскую Интеграцию, не рассматривает вопроса изменения нейтрального статуса страны.

- Как Кишинев относится к новым интеграционным процессам в рамках CНГ? В дальнейшем Молдавия может участвовать и в сотрудничестве в политических вопросах или ограничится экономическим сотрудничеством в CНГ?

- Объявляя европейскую интеграцию приоритетным направлением внешней и внутренней политики, мы воспринимаем сотрудничество в рамках Содружества не как конкурентную сферу деятельности, а как взаимодополняемую, что позволит быстрее и эффективнее решать стоящие перед страной вопросы.

Только в последнее время, новый состав парламента Республики Молдавии ратифицировал, подписанные в рамках СНГ, Решение о Концепции дальнейшего развития Содружества; Решение о Положении о Национальных координаторах государств-участников; Соглашение о гуманитарном сотрудничестве; Решение о Плане основных мероприятий по подготовке и празднованию 65 годовщины Победы.

Республика Молдавия поддерживает инициативу разработки проекта нового Договора о зоне свободной торговли и продолжит активно участвовать в доработке указанного проекта договора, исходя из необходимости учитывая интересов всех сторон, вовлеченных в переговорный процесс.