Мы привержены работе над конкретными идеями сотрудничества в области ПРО с Россией
Замгоссекретаря США Эллен Таушер рассказала "Интерфаксу" о сотрудничестве России и США в области ПРО, а также об оценке США иранской проблемы
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU - Заместитель государственного секретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Эллен Таушер дала интервью корреспонденту "Интерфакса" в Вашингтоне Петру Черемушкину.
- Г-жа Таушер, насколько оценки ракетных угроз, включая исходящую от Ирана, отличаются или совпадают между США и Россией? Некоторые политики в США утверждают, что администрация недооценивает угрозу, исходящую от Ирана.
- США и Россия работают вместе над осуществлением данной президентами оценки угрозы от баллистических ракет. Мы надеемся, что этот процесс приведет к лучшему восприятию каждой из сторон понимания угрозы со стороны баллистических ракет, включая исходящую от Ирана.
Иран обладает крупнейшей и наиболее активной ракетной программой в мире и наши озабоченности его усилиями по совершенствованию баллистических ракет тщательно задокументированы и имеют давний характер. Угроза, которую эти программы представляют для международного мира и безопасности, были ясно определены в резолюциях Совета Безопасности ООН. Мы продолжим работу со странами-единомышленниками, чтобы противодействовать ракетному распространению, как в Иран, так и из него.
- Как близко Иран подошел к созданию ядерного оружия и средствам его доставки?
- Иран отказался сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ и отказался соблюдать свои международные обязательства. До осени 2003 г. иранские военные структуры работали под управлением правительства над разработкой ядерного оружия. Мы знаем, что в распоряжении МАГАТЭ есть информация, отражающая усилия Ирана по разработке ядерной боеголовки. МАГАТЭ информировало мир об этом. Наконец, мы знаем, что Иран продолжает обогащать уран на заводе Натанц по обогащению ядерного топлива и далее совершенствует цикл по разработке ядерного топлива, который необходим при производстве материалов для ядерного оружия.
С технической точки зрения Иран обладает всем необходимым, и в том числе, крупнейшим арсеналом баллистических ракет на Ближнем Востоке. Он продолжает развивать масштаб, дальность и совершенство своих ракетных баллистических сил, многие из которых способны нести ядерный заряд.
Президент Обама дал ясно понять, что США не ставят под сомнение право Ирана на мирное использование ядерной энергии. Но с этим правом идут обязанности, которые включают ответы на озабоченности международного сообщества, полное и транспарентное сотрудничество с МАГАТЭ, и восстановление международного доверия к природе ядерной деятельности Ирана. Президент также сказал, что поддерживает прямую дипломатию, как средство преодоления международной обеспокоенности в отношении ядерной программы Ирана. Иран должен использовать эту возможность для серьезных переговоров и выйти из международной изоляции.
- Как США оценивают позицию России, выражающую готовность сотрудничать по ПРО только на равноправной основе, а не в качестве приложения к системе ПРО США? Москва предлагает сначала провести оценку угроз и решить об ответе только после того, как эти угрозы будут оценены.
- Мы привержены работе над конкретными идеями сотрудничества в области противоракетной обороны с Россией. Мы хотим видеть нашу работу по совместной оценке ракетных угроз и переговоры о прагматическом сотрудничестве по ПРО, идущими одновременно и в параллельном ключе.
- Почему США размещают ракеты "Пэтриот" в Польше в такой близости от российской границы? Является ли окончательным решение о размещении элементов ПРО в Румынии и Болгарии?
- Ротация ракет "Патриот" в Польшу осуществляется для проведения подготовки и обучения. Местоположение первого пункта ротации было определено по причинам тылового обеспечения.
В то время как мы вели переговоры с Болгарией в отношении "Фазированного адаптивного подхода", как и с другими союзниками по НАТО, США не просили Болгарию размещать элементы защиты против баллистических ракет. Как вы знаете, 8 февраля США завершили переговоры с Польшей о протоколе, вносящем поправки в оригинальное соглашение об обороне против баллистических ракет, предусматривающее размещение комплекса СМ-3 наземного базирования до 2018 года.
- Москва утверждает, что США должны прекратить разработку стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, поскольку это угрожает стратегической стабильности в мире, и не менее опасно, чем ядерные вооружения. Какова позиция США на этот счет?
- В настоящее время так называемый Быстрый глобальный удар с использованием неядерных средств (CPGS) изучается в отношении того, как бы мы могли отвести ему специализированную роль в наших способностях уничтожать опасные цели, не прибегая к ядерному оружию. Включение CPGS в наш стратегический арсенал предоставит нам ценные военные возможности (отсутствующими на сегодняшний день) по противодействию наиболее серьезным угрозам, в том числе террористическим группировкам.
- Готовы ли США отказаться от планов размещения оружия в открытом космосе?
- У США нет планов размещения оружия в открытом космосе. И США будут осуществлять всю деятельность в космическом пространстве в соответствии с нормами международного права, включая Устав ООН.
- Готовы ли США вывести из Европы тактическое ядерное оружие и начать переговоры с Россией о его ликвидации?
- Позволю себе напомнить вам слова, сказанные президентом Обамой через два дня после подписания нового соглашения о СНВ: "В то время как новый договор о СНВ является важным шагом вперед, это лишь один шаг большого пути. Как я сказал год назад, в Праге, этот договор создает условия для дальнейших сокращений. И двигаясь вперед, мы надеемся вести переговоры с Россией о сокращении как наших стратегических, так и тактических вооружений, включая не развернутые вооружения".
- Намерены ли США сменить мораторий на полное запрещение ядерных испытаний на ратификацию Договора о всеобъемющем запрещении ядерных испытаний?
- США привержены ратификации договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний и его скорейшему вступлению в силу.
- В Москве говорят, что прежде, чем проводить дальнейшие сокращения стратегических ядерных вооружений, следует решить вопрос о контроле над обычными вооружениями и начать выполнять Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Готовы ли США вернуться к ратификации ДОВСЕ на этих условиях?
- США вместе с нашими союзниками и партнерами придают большую важность режиму ДОВСЕ с его структурой ограничений, обменом информацией, проверкой, основывающейся на таком ключевом принципе, как согласие принимающей страны на размещение на ее территории иностранных войск. Мы полностью привержены необходимости найти выход из тупика (в отношении ДОВСЕ - ИФ), который бы отвечал озабоченностям в области безопасности всех 30 стран-участников договора.
Как написал недавно вице-президент Байден в газете "Интернешнл геральд трибюн", цель администрации Обамы по укреплению Европейской безопасности основана на пяти принципах: взаимообязывающая открытость вооруженных сил, взаимообязывающие ограничения на размещение сил и проведение учений; большее внимание к источникам угроз, исходящих из-за пределов Европы; Более эффективное управление и предотвращение кризисов; подтверждение принципа неделимости безопасности, территориальной целостности для всех стран Европы и право всех государств выбирать себе союзы в области безопасности. Наш подход к сохранению и совершенствованию контроля над обычными вооружениями и режима ДОВСЕ будет основываться на этих принципах.
Мы благодарны России за объявленную ей готовность работать вместе с нами по ДОВСЕ и надеемся, что Россия проявит гибкость в совместной работе по пути вперед, который построен на этих принципах в синхронных усилиях по укреплению евроатлантической безопасности и стабильности.
- Считаете ли вы, что Израиль, Индия и Пакистан должны присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. Насколько процесс дальнейшего сокращения ядерных вооружений будет зависеть от этого?
- США всегда поддерживали универсальную приверженность Договору. Мы призываем те страны, которые еще не присоединились к договору, действовать в соответствии с его целями. И призываем всех участников договора двигаться в направлении создания условий, которые будут содействовать присоединению к нему сторон, не участвующих в договоре, в качестве государств, не обладающих ядерным оружием.
США добились необычайного прогресса в сокращении запасов ядерного оружия, стратегических систем доставки, расщепляющихся материалов для оружия и связанной с ядерными вооружениями инфраструктуры. Но достижение мира и безопасности в мире без ядерного оружия потребует участия всех государств.
Полностью интервью также публикуется в номере газеты "Время новостей" 27 мая и на сайте www.vremya.ru