Дуэль реальностей
Не следует обманываться фотографией на афише: в новом фильме Дени Деркура будут не только благородные мужчины, отстаивающие честь прекрасных дам
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU – "Завтра на рассвете" постоянно обманывает зрителя. Начинается он с того, что перед нами дерутся на шпагах два кавалера. Туманное утро, хмурые секунданты – все выдает костюмный фильм, который еще вдобавок и стартует банально и безыскусно. В следующей сцене современный учитель музыки с лицом Венсана Переса дает урок игры на фортепиано. Мы ждем, что времена как-то свяжутся, что будет какая-нибудь чепуха вроде реинкарнации или один из дуэлянтов был прадедом пианиста и оставил ему дневник с наставлениями. Вскоре выясняется, что ничего подобного: два героя из разных сцен – родные братья, живут они в одно время, просто один из них увлечен ролевыми играми.
С этого момента смотреть становится интересно. Не помню, чтобы до сих пор в каком-либо экранном произведении так подробно и глубоко рассматривалось это новое явление в западной цивилизации. Тысячи, если не миллионы, людей шьют себе костюмы, дают друг другу тумаки, разыгрывают представления с участием бесплатной массовки и полностью поглощены существованием в виртуальной вселенной. Никому до них нет дела, они просто чудики-маргиналы, а в России это, в основном, подростки, технари и неудачники, которые начитались плохой литературы и строят свою жизнь по ее подобию. Автор фильма "Завтра на рассвете" Дени Деркур предлагает всмотреться в их жизнь пристальнее. Здесь речь идет не о том, что закрытое общество фанатиков представляет собой и загадку, и опасность, как в "С широко закрытыми глазами" или "Бойцовском клубе". Хотя и это тоже, а опасность, олицетворенная персонажем блестящего Орельена Рекуана, выглядит особенно харизматично.
В сознании человека двадцать первого столетия странным образом перемешаны чувственная реальность, абстракции сознания, мистические откровения, чудаковатые фантазии. Интеллектуальная и нравственная толерантность говорят ему, что все эти уровни восприятия, любые реальности, которые для него имеют значение, - равноценны. То есть каждый выбирает сам тот мир, в котором он живет. В ранних государствах человек принадлежал к сословию и мог выбирать внутри него. Потом он получал одно за другим права большей или меньшей свободы действия в рамках того государственного строя, в котором ему повезло родиться. Но древнейший и примитивнейший по своей сути институт государственности всегда оставался неким крайним пределом, за который в своем стремлении к свободе выбраться нельзя. Кесарю все равно приходилось отдавать кесарево. Новейшее время предложило индивидууму инструментарий, материал и интеллектуальную возможность для конструкции реальности нового уровня свободы, где исчезает институт государственности – по крайней мере, на то время, что человек бегает в своем самодельной костюме, а этот период, как доказывают персонажи фильма "Завтра на рассвете", может, при известных условиях, быть равным всей человеческой жизни.
Здесь, правда, проявляются более архаичные формы устройства общества, и ролевые игры всегда так или иначе ретроспективны. Даже фэнтэзи апеллирует больше к средневековому мировосприятию, чем к некой абсолютно вымышленной абстракции. Мужчины почти во всех ролевых играх стремятся показать свою силу, отвагу, честность, разделить мир на друзей и врагов. Женщины балансируют между предельными слабостью и утонченностью, либо наоборот вспоминают времена матриархата и объявляют себя амазонками. Все это вызывает на уровне своей реализации больше скуки, чем любопытства у стороннего наблюдателя, но стоит ему начать играть, и – о, чудо! – он уже не может вырваться из этой игры. Его ветхий человек вступил в свои права, и теперь придется либо остаться на этом уровне, либо проделать путь к человеку новому, но уже самостоятельно, без костыля культуры. Именно такова дилемма интеллигента с нервозами, который пристал к своему брату только для того, чтобы вытащить его из ролевых игр со шпагами в руках. Человек без сознания своей ипостаси уравнивает реальности и выбирает из них те, что поближе. В случае с фильмом "Завтра на рассвете" даже не совсем ясно, предупреждение ли это или призыв туда, к простоте ролевых систем нашего времени. От той ролевой игры, в которую мы играем сейчас, конечно.
Обозреватель Сергей Сычев