Встреча в "Черешневом лесу"

В Москве и других городах России проходит фестиваль искусств "Черешневый лес". На самых престижных площадках столицы показывают свое мастерство представители театра, музыки, кино, живописи, скульптуры, моды

Фото: Владимир Косарев

Москва. 25 мая. INTERFAX.RU - Первый раз "Черешневый лес" проходит без Олега Янковского, основателя фестиваля и бессменного председателя его попечительского совета. И вполне понятно, что одним из главных событий в программе нынешнего юбилейного фестиваля стал концерт памяти Олега Янковского, состоявшийся в Большом Зале Консерватории. В нем приняли участие Владимир Спиваков, Денис Мацуев, Национальный Филармонический оркестр России и хор академии хорового искусства им. В.Попова.

Визитной карточкой фестиваля все эти годы остается посадка черешневого леса. Звезды театра, кино, телевидения, деятели искусства, спорта и бизнеса, простые москвичи - очень часто целыми семьями - сажают черешневые деревья. Уже плодоносят черешневые рощи в Нескучном саду, в сквере перед ГМИИ им. Пушкина, в мичуринском парке на ВВЦ. В этом году новый черешневый лес заложен на территории Дворца пионеров на Воробьевых горах.

Вчера в нарядном Светлановском зале Московского международного дома музыки в рамках "Черешневого леса" состоялся, пожалуй, один из самых необычных концертов фестивальной программы - мировая премьера российско-американский джазовой сюиты на темы русской классики. Идеологом экспериментального проекта стал, конечно же, самый известный российский джазмен Игорь Бутман, участник всех предыдущих фестивалей "Черешневый лес". Он назвал фестивальную программу для своего биг-бэнда "Романсы Шехерезады (новый джазовый концерт)". Новизна состояла именно в смелой и креативной попытке объединить два, казалось бы, полярных музыкальных мира - сочинения русских классических композиторов, русские романсы и избранные американские джазовые стандарты в форму сюиты - крупного музыкального полотна, состоящего из нескольких частей. Бутман заинтересовал своим проектом и пригласил к сотрудничеству известного композитора и аранжировщика Николая Левиновского, ныне живущего в США. Сотрудничество, как показал концерт, оказалось весьма успешным Для эксперимента были избраны "Шехерезада", одно из лучших симфонических произведений Н.А. Римского-Корсакова по мотивам арабских сказок "Тысяча и одна ночь", "Парафраз" из "Русской фантазии" С.В. Рахманинова, известные романсы "Ямщик не гони лошадей" и "Очи черные", а также некоторые темы выдающегося американского саксофониста Джона Колтрейна. Справедливости ради надо сказать, что для русской (советской) джазовой культуры это далеко не первая попытка творчески переосмыслить в джазовом ключе отечественную классическую или фольклорную музыку. И одним из тех, кто преуспел в этом, является именно Николай Левиновский - потому Игорь Бутман и обратился к нему.

Хочется подробнее рассказать об этом человеке, поскольку он оставил очень заметный след в российском джазе. Выпускник Саратовской консерватории Левиновский еще в конце 50-х гг. прошлого века начал играть джаз. Позже работал пианистом, музыкальным руководителем, композитором-аранжировщиком во многих крупных музыкальных коллективах - оркестрах Эдди Рознера, Анатолия Кролла, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, Муслима Магомаева, Георгия Гараняна, Юрия Саульского. В 1978 г. организовал ансамбль "Аллегро" - один из первых филармонических джазовых коллективов в стране, с которым выступал на зарубежных джаз-фестивалях и гастролировал по всему Союзу. Еще в юношеские годы увлекся Колтрейном, серьезно изучал творчество этого легендарного музыканта. Уже тогда открыл для себя явную связь музыки Колтрейна с русским мелодизмом, с ладовой основой русской музыки. Именно американский негр Джон Колтрейн, сам не ведая того, помог и Левиновскому, да и многим другим нашим джазовым музыкантам понять, что русскую музыку можно сделать основой джазовой импровизации. И наиболее яркие произведения Левиновского того времени, исполняемые и сейчас, навеяны духом Колтрейна - "Неваляшки", "Звонили звоны". "Волжские напевы".

Через "Аллегро" Николая Левиновского прошло множество российских сегодня хорошо известных джазовых музыкантов. Работал у него перед отъездом в США и юный саксофонист Игорь Бутман. А в 1990 г. эмигрировал в США и сам Левиновский. Интересно, что пару лет назад он опубликовал в России автобиографическую книгу с характерным названием "Держи квадрат, чувак!" Это, по сути, энциклопедия джазовой жизни в СССР - как зарождался джаз в нашей стране, как госконцертные структуры, КГБ, комсомол "опекали" джазменов. Кстати, автор книги, беспредельно преданный джазу человек, редкий трудоголик, мало кого из своих коллег-музыкантов удостоил лестной оценки. Но вот что пишет он об Игоре Бутмане, который в далеком 1984 году нанялся на работу в "Аллегро": "Наш новый саксофонист Игорь Бутман - парень боевой и талантливый. Вошел в программу на лету, играет все наизусть, солирует дерзко и темпераментно".

Так получилось, что более чем четверть века спустя, все еще боевой и талантливый парень Игорь Бутман пригласил своего бывшего шефа Николая Левиновского участвовать в фестивале "Черешневый лес" в качестве аранжировщика и дирижера своего оркестра. Для участия в концерте были также приглашены американские музыканты - гитарист Питер Бернстайн, трубач Шон Джоунс, тромбонист Джеймс Бертон и вокалистка Кэти Дженкинс - жена Николая Левиновского. Все они в Нью-Йорке хорошо известны. Питер Бернстайн трижды признавался по опросам критиков и читателей журнала "Downbeat" лучшим гитаристом США. Играл в составах Ли Конница, Джимми Кобба, Джошуа Рэдмена, Джо Ловано, Роя Харгроув, Лу Дональдсона, Дайаны Кролл. Трубач и композитор Шон Джоунс удостаивался престижной премии Grammy за альбом с вокалисткой Нэнси Уилсон. Большой "послужной список" и у молодого тромбониста Джеймса Бертона - играл с Хэрби Хэнкоком, Иллинойсом Джекетом, а также в составах наиболее известных джазовых оркестров США - Dizzy Gillespie All Star Big Band, Carnegie Hall Jazz Orchestra, Lincoln Center Jazz Orchestra, Roy Hargrove Big Band.

Американские музыканты отлично вписались в биг-бэнд Игоря Бутмана - русская классика и романсы оказались им вполне "по зубам". Оркестр звучал превосходно. Сам маэстро был блистателен как всегда - и в ярких, зажигательных соло (впрочем, не перетягивая одеяло на себя, давая вдоволь поиграть гостям и своим музыкантам), и в искрометном юморе. Певица Кэти Дженкинс даже слегка растерялась, когда Игорь Бутман вдруг пригласил ее танцевать на сцене под "Очи черные". Атмосфера в зале была необычайно дружелюбной. Благодарные слушатели засыпали музыкантов цветами, а после потрясающего исполнения еще одного "русского популярного романса", как определил Бутман эллингтоновский "Караван", солидный господин кавказской наружности с трудом вынес на сцену огромную корзину спелой черешни.

Фестиваль "Чешневый лес", ставший одним из ярчайших событий культурной жизни страны, в самом разгаре. Он продлится до конца сентября. В этом году его тема "Десятилетие Движения. Движение десятилетия". И нам еще предстоит увидеть и услышать немало интересного, испытать много радостных и волнующих мгновений.

Обозреватель Владимир Косарев

Новости