Греция поссорила авиаторов России
Авиационные власти стали требовать от чартерных авиакомпаний согласования рейсов с назначенными перевозчиками. Это спровоцировало конфликт, где яблоком раздора стала Греция
Москва. 20 мая. FINMARKET.RU - Росавиация, взявшись за наведение порядка на чартерном рынке, спровоцировала конфликт между отечественными авиакомпаниями. Яблоком раздора стала Греция, которая, несмотря на все свои социально-экономические проблемы, остается одним из самых лакомых кусков чартерного пирога.
За место под солнцем
Разногласия начались после того, как авиационные власти решили вспомнить о существовании приказа министерства транспорта РФ N92 от 17 июня 2008 г. и стали требовать от чартерных авиакомпаний согласования рейсов с назначенными перевозчиками, выполняющими регулярные рейсы на туристические направления повышенного спроса. "Чартерные авиакомпании будут удовлетворять только тот спрос, который не способны обслужить регулярные авиаперевозчики. При этом чартерные перевозчики должны согласовывать выполнение своих рейсов с назначенными авиаперевозчиками", - заявил заместитель главы Росавиации Олег Клим.
Основными назначенными перевозчиками на основных туристических направлениях являются авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", ВИМ-Авиа", "Атлант-Союз". Массовые туристические перевозки традиционно выполняются в такие страны, как Турция, Греция, Хорватия, Испания, Болгария, Италия, Франция, Австрия, Кипр, Египет, Чехия, Тунис и Таиланд.
Национальный перевозчик ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" поддержал инициативу властей и в свою очередь потребовал от авиакомпаний согласования чартерной программы. Согласно запросу авиакомпании предоставили "Аэрофлоту" текущие планы на осуществление нерегулярных перевозок. Итоговый отказ "Аэрофлот" аргументировал тем, что сможет самостоятельно справиться с перевозками на массовых туристических направлениях, во избежание риска нанесения чартерными перевозчиками экономического ущерба авиакомпании.
"Мы не должны наносить ущерб назначенным перевозчикам", - сказал на прошлой неделе глава Росавиации Александр Нерадько на специально созванной пресс-конференции. Он не исключил возможность перераспределения чартерного рынка в пользу назначенных перевозчиков.
В свою очередь, шесть российских авиакомпаний обратились к министру транспорта Игорю Левитину с требованием выдать разрешения на выполнение чартерных программ без согласования с назначенными перевозчиками.
Так было положено начало борьбы за чартеры в Грецию и Кипр. Именно на этом направлении авиакомпании не могут получить разрешения от "Аэрофлота" - на выполнение чартерных рейсов в Ираклион и Ларнаку.
Участники рынка отмечают, что "Аэрофлот", отказывая в согласовании рейсов, пытается загрузить свободные провозные емкости. В частности, компания намерена поставить на эти направления отечественные самолеты Ил-96, планируя выполнять 21 регулярный рейс в неделю в Ларнаку на лайнерах А320, А321, Ил-96 и 7 регулярных рейсов в Ираклион на Ил-96, сообщил на днях "Аэрофлот". Таким образом, перевозчик готов полностью удовлетворить прогнозируемый спрос на этих направлениях. "При этом выполнение другими авиакомпаниями чартерных рейсов на данных маршрутах будет наносить экономический ущерб ОАО "Аэрофлот", - заявляла компания.
Дележ пассажиров
Первой жертвой приказа N92 стала авиакомпания "Скай Экспресс". В начале мая она не получила согласование чартера в Грецию, но в последний момент перевозчику было дано разрешение на осуществления перевозки "в виде исключения". Второй раз, 19 мая, "Скай Экспрессу" пришлось передать 131 пассажира "Аэрофлоту".
Руководитель отдела операторского туризма компании "Ист Лайн" Евгений Полищук считает, что таким образом Росавиация хочет застраховаться от повторения ситуаций, когда авиакомпании отказывались от вывоза туристов с курортов из-за финансовых проблем. Он отмечает, что назначенными перевозчиками на этих направлениях являются наиболее крупные, стабильные в финансовом отношении авиакомпании, имеющие современный парк лайнеров и достаточное количество бортов. Это позволяет компаниям предоставлять туристам более качественное обслуживание, избегать сбоев в расписании полетов и длительных задержек рейсов в случае поломки бортов, а также задержек по причине задолженности перед аэропортами за обслуживание или топливо, из-за отсутствия разрешений на полеты и т.п.
"С другой стороны, приказ N92 - это ограничение конкуренции на наиболее популярных направлениях (Греция, Кипр, Болгария) и предоставление преимуществ отдельным перевозчикам, в частности, "Аэрофлоту". Это свидетельствует об изменении отношения "Аэрофлота" к чартерам - ведь несколько лет назад компания практически отказалась от развития чартерных программ и отдала предпочтение развитию регулярных перевозок. Ограничение конкуренции однозначно приведет к повышению стоимости перевозки и, соответственно, удорожанию турпакетов на данных направлениях" - считает Е.Полищук.
В "Скай Экспрессе" с этим мнением соглашаются, добавляя, что если такая практика продолжится, это больно ударит по всем участникам туристического рынка. "Авиакомпании и операторы понесут убытки, которые никто им не возместит, а туристы будут доплачивать и переплачивать за следующий рейс назначенного перевозчика, что значительно сократит турпоток на популярном направлении", - говорит представитель перевозчика.
По мнению главы аналитической службы отраслевого агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, в настоящий момент ситуация вокруг туристических направлений воспринимается негативно, так как компании начали в очень конфликтном режиме "делить" пассажиров, и это не добавляет плюсов ни самим компаниям, ни отрасли в целом. Эксперт отметил, что ряд авиакомпаний, имеющих чартеры, смогли договориться с назначенными регулярными перевозчиками без серьезных демаршей, возможно, мирно поменявшись рейсами или найдя другие варианты, что позволило им не потерять своих клиентов. "Ситуация с "Аэрофлотом" и "Скай Экспрессом" не смогла мирно урегулироваться - либо стороны не хотели договариваться, либо им нечем было поменяться", - говорит О.Пантелеев.
Позиция "Аэрофлота", отстаивающего интересы регулярных перевозчиков, в том числе и на чартерных направлениях, совершенно оправдана с точки зрения бизнеса этой компании, констатирует он.
В подтверждение слов эксперта, представитель "Сибири" сообщил, что компания смогла договориться с рядом перевозчиков и не испытывает проблем с чартерной программой. "С частью компаний мы договорились, с остальными ведем переговоры. На том направлении, где мы являемся назначенным перевозчиком, заявки в три раза превышают планируемый пассажиропоток", - рассказал представитель авиакомпании.
Авиакомпания "Трансаэро" сообщила, что к ней, как к назначенному перевозчику, обратились "Скай Экспресс" и "Атлант-Союз" с просьбой согласовать в соответствии с приказом N92 чартерные программы полетов из Москвы в Ираклион. "С учетом того, что эта авиалиния является направлением массового туристического спроса, "Трансаэро" дала согласие на выполнение чартерных программ этим авиакомпаниям в Ираклион на весь летний период 2010 года, официально уведомив Росавиацию о согласовании", - сообщила пресс-служба "Трансаэро".
Заразительный пример
Однако по примеру "Аэрофлота" могут пойти еще две авиакомпании, назначенные перевозчики на линии Москва-Салоники-Москва - "ВИМ-Авиа" и "Атлант-Союз".
В телеграмме на имя заместителя главы Росавиации Олега Клима (копия имеются в распоряжении "Интерфакс") "ВИМ-Авиа" извещает ведомство о том, общая провозная емкость двух перевозчиков составляет 13 тыс. 450 пассажиров ежемесячно, и при выполнении десяти дополнительных рейсов в неделю в высокий сезон спрос будет полностью удовлетворен. В связи с этим "ВИМ-Авиа" считает нецелесообразным разрешать чартеры в высокий сезон другим авиакомпаниям.
"Атлант-Союз" также уверил Росавиацию, что назначенные перевозчики справятся с перевозками своими силами.