Единые облигации на еврозону
Евросоюзу для решения назревших проблем советуют создать институт единых европейских облигаций. Если решение будет принято, это станет одним из вариантов спасения ЕС от развала, считают эксперты. Но предупреждают, что появление общеевропейских бондов без необходимой фискальной интеграции проблему не решит
Брюссель. 20 мая. FINMARKET.RU - Инвесторы, напуганные разрастающимся долговым кризисом в Европе, все чаще говорят лишь о двух возможных выходах из сложившейся ситуации: распаде зоны евро или новом этапе интеграции, пишет газета Financial Times.
И поскольку каждому хочется верить, прежде всего, в лучшее, перспективы дальнейшей интеграции представляются более заманчивыми. Все чаще, отмечает издание, в профессиональной среде инвесторов и экономистов раздаются призывы к созданию института единых европейских облигаций.
В последний раз эта возможность всерьез обсуждалась в 2008 году, однако, крах Lehman Brothers и последовавший за этим финансовый кризис вынудили отложить все планы внедрения такого инструмента в долгий ящик.
Отметим, что в начале 2009 года к этой теме возвращался известный американский финансист Джордж Сорос. Тогда он предложил создать единый рынок государственных облигаций зоны евро, с помощью которых государства, входящие в эту зону, могли бы осуществлять совместные эмиссии облигаций. Создание такого единого рынка гособлигаций позволило бы членам еврозоны более эффективно привлекать средства.
Пока зона евро имеет только свой Европейский центральный банк, но у нее нет единого министерства финансов. Это не добавляет финансовому рынку Евросоюза, который состоит из зоны евро, объединяющей 16 государств ЕС, и 11 стран, расположенных вне ее, устойчивости, указывал Дж. Сорос.
Теперь же, когда все большее количество стран еврозоны рискуют лишиться доступа к международным рынкам заимствования, создание механизма выпуска общих для всей еврозоны облигаций представляется не только подходящим, но и совершенно необходимым решением, пишет FT.
Этот инструмент не только станет разумным продолжением процесса интеграции, но и позволит европейцам решить множество проблем региона, подчеркивают эксперты.
В первую очередь выход на международные долговые рынки станет проще, а привлечение средств будет дешевле, что в свою очередь поможет сократить налоговое бремя для граждан региона.
Этот инструмент позволит значительно увеличить объемы привлекаемых средств, поможет расширить круг иностранных инвесторов и, в конечном итоге, составит конкуренцию американским US Treasuries в качестве самого ликвидного суверенного долгового обязательства в мире.
В долгосрочной перспективе создание механизма размещения общеевропейских бондов укрепит евро в качестве мировой резервной валюты.
Идею создания такого финансового инструмента как очередного шага на пути интеграции ранее уже поддержали премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер и премьер-министр Бельгии Ив Летерм.
Ассоциация финансовых рынков Европы (AFME), лоббирующая группа 197 европейских финансовых институтов, также давно занимается обсуждением и пропагандой идеи создания единого долгового обязательства еврозоны.
"Еврозона стоит перед выбором: либо продолжить кредитно-денежную интеграцию, либо развалиться. Для многих это означает только один путь - более плотное сотрудничество", - отметил управляющий директор AFME Марк Остин.
По словам эксперта, в случае, если предпочтение будет отдано интеграции, "создание общего бонда становится логичным шагом вперед".
М.Остин полагает, что доходность таких облигаций могла бы быть ниже "доходности по германским облигациям, поскольку их ликвидность и инвесторский спрос были бы выше". Это же обстоятельность, по мнению экономиста, "устраняет основное препятствие на пути создания такого инструмента - скептицизм Германии, которая опасается, что после внедрения единого бонда стоимость заимствования для страны вырастет".
Харвиндер Сиан (Harvinder Sian) из Royal Bank of Scotland добавляет, что многие инвесторы хотели бы более тесной финансовой интеграции стран ЕС. И такое сближение могло бы состояться на основе единых европейских облигаций.
Специалисты AFME уже задумываются над тем, как мог бы выглядеть такой инструмент. По их мнению, возможно создание бонда, выпускаемого от имени всех 16 стран еврозоны; создание облигации, которую размещает еврозона, за исключением крупнейших экономик объединения (таких как Германия, Франция и Италия); и, наконец, может быть выпущен бонд, выпускаемый странами с рейтингами на уровне "ААА" (Франция, Германия, Австрия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды).
При этом соглашение о совместном размещении облигаций может подразумевать, что его участники не будут заимствовать более 60% своего ВВП.
Органом, осуществляющим эмиссию, мог бы стать Европейский инвестиционный банк, который уже имеет опыт привлечения средств для финансирования инфраструктурных и других проектов в Европе, но возможно и создание специального органа.
В то же время большинство аналитиков сходятся во мнении, что предшествовать созданию такого инструмента должно наведение порядка в кредитно-денежной сфере региона и обеспечение соблюдения существующих договоренностей об уровне дефицитов и размеров госдолга.
Помимо этого, как отмечал Джордж Сорос, предстоит решить два непростых вопроса. Первое - это распределение долгового бремени между государствами-членами еврозоны. И еще один сложный вопрос: как справедливо распределить голоса министров финансов. При этом финансист предвидел, что многие откажутся соглашаться на решение, которое меняет баланс сил в ЕС. Тем не менее, некоторые уступки должны быть сделаны. О том, что страны ЕС умеют договариваться в случае острой необходимости, свидетельствует принятый евросоюзниками план спасения ослабших коллег по союзу.
Без дополнительной настройки экономики ЕС выпуск единых облигаций на еврозону не имеет смысла. Мало того, стоимость заимствований может даже вырасти, считает аналитик отдела анализа рынка акций ИБ "КИТ Финанс" Дмитрий Полевой.
Изначально, напоминает эксперт, при создании зоны евро предполагалось, что единая денежно-кредитная политика вкупе с поддержанием странами целей по уровню инфляции, дефициту бюджета и госдолгу позволит им занимать по схожей цене даже при отсутствии единой бюджетной политики. При этом для тех, у кого до образования еврозоны эти показатели (и, как следствие, стоимость заимствований) оставались на более высоком уровне, введение единой валюты должно было понизить стоимость долга. При этом Д.Полевой подчеркнул, что эта логика справедлива лишь при условии, что страны-участницы будут придерживаться целевых показателей. Однако до кризиса многие страны не выполняли условия по дефициту бюджета и госдолгу, что при отсутствии действующих (но, тем не менее, прописанных в Соглашении о стабильности и росте) "карательных мер" к нарушителям и привело к текущему кризису. Инвесторы начали оценивать госбумаги стран евро в соответствии с их кредитными рисками, снижая практически до нуля способность ЕЦБ посредством монетарной политики влиять на стоимость заимствований для наиболее проблемных стран.
Таким образом, отмечает Д.Полевой, "появление общеевропейских бондов без необходимой фискальной интеграции (в идеале – единого бюджета) проблему не решит". "Ведь нужны механизмы распределения привлеченных средств, механизмы их погашения (кто и в каком объеме будет отвечать по этим обязательствам) и инструменты воздействия единого эмиссионного центра на фискальную политику страны, для кого эти средства могут предназначаться. Без всего этого введение таких единых облигаций бессмысленно и в конечном итоге может поднять стоимость заимствований даже для тех стран, у кого ситуация с долгами стоит наименее остро", - заключает эксперт.