Наступление на короткие номера
Роскомнадзор пытается усложнить жизнь "мобильным" мошенникам. Ведомство предлагает обязать сотовых операторов включать в договоры расценки на SMS на короткие номера
Москва. 20 мая. FINMARKET.RU - Роскомнадзор ищет средства борьбы с активизировавшимся мобильным мошенничеством. Ведомство хочет обязать операторов сотовой связи прописывать в договорах информацию об условиях отправки сообщений на так называемые короткие номера. Кроме того, здесь предлагают информировать абонентов о стоимости таких SMS непосредственно перед их отправкой.
Проблема SMS-мошенничества в последнее время обострилась до предела. По словам замглавы Роскомнадзора Александра Катулевского, всего за четыре месяца с начала текущего года регулятор получил в три раза больше жалоб от пользователей, чем за весь 2009 год. Как рассказал А.Катулевский на встрече с мобильными операторами в среду, граждане жалуются на неправомерное списание средств с телефонных счетов. Кроме того, заявленные услуги оказываются далеко не всегда, а короткие номера используются для разблокирования компьютеров, заблокированных вредоносными программами. Рынок услуг, оказываемых посредством отправки SMS на четырехзначные номера, нужно регулировать, и в Роскомнадзоре, кажется, знают, как это сделать.
Здесь предлагают внести изменения в правила оказания услуг подвижной связи, в соответствии с которыми мобильные операторы должны включать в договоры с абонентами подробную информацию о дополнительных услугах, оказываемых через короткие номера, том числе стоимость этих услуг. Как говорится в сообщении ведомства, операторам также было предложено рассмотреть возможность информирования абонента о стоимости SMS каждый раз перед его отправкой на короткий номер. При этом средства со счета должны списываться только после подтверждения предложенных условий. Так что послать SMS "на четыре цифры", не зная, сколько средств впоследствии будет списано со счета, уже не получится.
Представители операторов, в свою очередь, рассказали о предпринимаемых ими действиях для повышения информированности абонентов о стоимости услуг, о том, как выстроены отношения сотовых компаний с контент-провайдерами, какие меры принимаются к ним в случае нарушения условий договоров. Роскомнадзор меры операторов поддержал, но счел их недостаточными. Операторы пообещали в ближайшее время "выработать единые подходы и механизмы реагирования на негативные тенденции, которые имеют место при оказании дополнительных услуг посредством коротких номеров".
Напомним, что в марте в ответ на большое количество жалоб ГУВД Москвы начало проверку фирм, проводящих "телевикторины". Тогда представители правоохранительных органов высказывали предположения о возможном сговоре между организаторами мошеннических телевикторин и операторами сотовой связи. "Люди жаловались, что после того, как они дозванивались по указанным в викторине телефонам, операторы удерживали их на линии пять- десять минут - до тех пор, пока со счетов не будут списаны все деньги, после чего связь прерывалась", - говорил замначальника УБЭП ГУВД Москвы Юрий Корнюшин.
Правда, представители сотовых операторов заявляли, что не получали жалоб от абонентов. Однако они подчеркивали свою готовность к сотрудничеству с правоохранительными органами. "Абонент участвует в подобных викторинах, принимая публичную оферту провайдера-организатора викторины, а не оператора связи. На рынке контентных услуг оператор выступает арендодателем - предоставляет провайдерам свои сети для передачи данных. Разработкой и запуском услуг занимаются контент-провайдеры", - заявляли в пресс-службе ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС).
Возможность сговора сотовых операторов с организациями, которым предоставляются короткие номера ранее допускал замглавы Роскомнадзора. "Люди в азарте начинают отсылать SMS, стоимость которой может превышать 200-300 рублей. А кто списывает (средства)? Оператор сотовой связи. И никто иной, потому что деньги на счету на данной sim-карте лежат у оператора", - говорил А.Катулевский на прошлой неделе.