Документ нашего общего сумасшествия

Снятый в документальной манере, "Выход через сувенирную лавку" окончательно запутывает зрителя, который теперь не знает, что считать искусством

Москва. 19 мая. INTERFAX.RU – Полвека назад на Западе появилось понятие, которое на человеческий язык можно перевести как "партизанское кино". Имелось в виду следующее. Профессиональные кинематографисты были слишком заняты собственными амбициями или чужими заказами, чтобы обращать внимание на то, что происходит у них под носом: социальное неравенство, объединение капитала с политикой, захватнические войны и пр. Тогда те, кто непосредственно участвовал во всех этих заварушках, сами покупали ставшие к тому времени недорогими и простыми портативные камеры с синхронным звуком и делали фильмы о своей борьбе. Конечно, никакой художественной цели такие работы не преследовали, а были чем-то средним между публицистикой и пропагандой, но таковой была большая часть и официального документального кино, так что винить этих людей не следует.

Наоборот, они внесли в жанр "синема-верите" настолько ощутимую лепту, что вскоре появились стилизации под "партизанское кино", самой известной из которых следует считать фильмы Майкла Мура – якобы обычного толстяка, который решил разобраться с теми проблемами, которые его волнуют в родной стране. Вскоре мир захлестнула волна мокьюментари, где стилистика "партизанского кино" маскировала съемки с актерами разыгранных ситуаций, и с этого момента доверие публики к "партизанскому кино" стало резко падать. Оно превратилось в ту часть массовой культуры, где правда и ложь не имеют принципиального значения, а важны стиль и иногда месседж. Распространение видео позволило этим фильмам достичь некоторой критической точки, и теперь на любом фестивале документального кино (не российском) можно встретить такого рода картины. Когда авторам таких фильмов становится понятно, что всем уже безразлично, правда ли говорится в фильме, то некоторым хватает самоиронии и вкуса обыграть эту невозможность верификации на уровне формы и содержания картины.

К таковым фильмам относится "Выход через сувенирную лавку" - первый фильм в жанре "партизанское кино", выходящий в отечественный кинопрокат. Фабула такова: некий чокнутый американец французского происхождения много лет снимал уличных художников граффити. Наконец, он решил сделать из тысячи отснятых часов короткометражку и принес ее известному на Западе художнику, известному под псеводнимом Бенкси. Тот посмотрел фильм и понял, что Гуэтта, так зовут незадачливого режиссера, не умеет делать кино. После чего Бенкси сам сделал фильм – про этого режиссера, который решил теперь стать художником поп-арта, организовал свою выставку и стал миллионером. Все это рассказывается в течение полутора часов самим Бенкси и монтируется с кадрами, которые наснимал Гуэтта. Но неясно, насколько правдива эта ситуация, существуют ли на самом деле эти невероятные люди и имеет ли отношение Бенкси к этой картине. Дело в том, что Бенкси и многие другие уличные художники соблюдают анонимность и никогда не показываются публично. Тот силуэт, который измененным голосом повествует о жизненном пути Гуэтты, может и не быть Бенкси. Все перемешивается в голове у зрителя, но этого, кажется, и добивались авторы фильма, кто бы они ни были. В победившем постмодернизме поп-арта нет ни смысла, ни эстетики, не вопроса о подлинности.

Все копируется и множится, Гуэтта делает свои миллионы на коллажах и эксплуатации тех идей, которые ввел и популяризовал Уорхол. Его выставка похожа на сам фильм: мешанина образов, разговоры об искусстве, похожие на обсуждение наряда андерсоновского голого короля, неумные монологи говорящих голов и ощущение дурманящей авантюрности. Но Бенкси действительно интересный художник, хотя и ведет себя как подросток из ближайшего подъезда. За культуртрегерство авторов фильма следует поговорить, в остальном же он имеет значение как прецедент старого направления в кино, до которого пока у нас в России не было никому никакого дела.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости