Иран: соглашение с оговорками

Подписание Бразилией и Турцией соглашения по урану с Ираном получило достаточно высокую оценку, однако с оговорками: политики сомневаются, что Иран прекратит дообогащение сырья, вызывающее в мире столько нареканий

Фото: Reuters

Москва. 18 мая. INTERFAX.RU - В понедельник в Тегеране было подписано соглашение по обмену низкообогащенного иранского урана на дообогащенное ядерное топливо в Турции. Соглашение подписали министры иностранных дел Ирана, Турции и Бразилии в присутствии президентов Ирана и Бразилии Махмуда Ахмадинежада и Луиса Инасиу Лулы да Силвы, а также премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Ранее в понедельник представитель министерства иностранных дет Ирана Рамин Мехманпараст сообщил, что иранские власти готовы направить в Турцию 1,2 т низкообогащенного урана в обмен на 120 кг дообогащенного ядерного топлива.

Подписание соглашение вызвала достаточно сдержанную реакцию – его приветствовали, но с оговорками. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал интересным сообщение о достижении договоренностей по дообогащению урана и сообщил, что российская сторона внимательным образом изучает этот документ. "Из Ирана пришла интересная информация. Та работа, которая велась с участием Бразилии и Турции, завершилась подписанием соответствующей декларации", - сказал он в понедельник на пресс-конференции в Киеве в ответ на просьбу "Интерфакса" прокомментировать ирано-турецко-бразильские договоренности об условиях дообогащения иранского урана. "Сейчас мы эту декларацию самым внимательным образом изучаем", - подчеркнул президент РФ. Он сообщил, что планирует узнать подробности о достигнутых договоренностях в ходе телефонного разговора с президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силвой. Сейчас, по словам Медведева, он может сказать, что "хорошо, что есть определенный результат". Глава российского государства отметил, что опасения по поводу дообогащения Тегераном урана остаются, поэтому необходимы безотлагательные консультации относительно последних договоренностей по иранской ядерной проблеме, достигнутых при участии Турции и Бразилии. "Возникает вопрос, будет ли Иран сам проводить дообогащение. Насколько я понимаю, судя по выступлениям отдельных официальных представителей Тегерана, такого рода работа Ираном будет продолжена", - сказал Медведев. "В этом случае, естественно, те опасения, которые были у международного сообщества, могут остаться", - отметил он.

США также неоднозначно оценили документ. Белый дом признает усилия, предпринятые Бразилией и Турцией в деле достижения соглашения об обмене ядерного топлива с Ираном, заявил в понедельник представитель Белого дома Роберт Гиббс. "Теперь это соглашение должно быть в ясном и официальном виде донесено до МАГАТЭ, перед тем, как его смогло бы оценить международное сообщество", - сказал он. В то же время Гиббс отметил, что "совместная тегеранская декларация расплывчата в плане желания Ирана идти навстречу странам "шестерки" и обратить внимание на озабоченность в связи с его ядерной программой". Поэтому, продолжил Гиббс, "США и их союзники продолжают оставаться озабоченными повторяющимися промахами в следовании собственным обещаниям (Ирана - ИФ) и в фундаментальных вопросах, касающихся иранской ядерной программы". "Хотя вывоз иранского низкообогащенного урана за пределы страны, как это было договорено в октябре прошлого года, можно назвать положительным шагом, Иран заявил сегодня, что он продолжит 20-процентное обогащение, что является прямым нарушением резолюции Совета Безопасности ООН", - продолжил Гиббс.

"США продолжат работать с партнерами из других стран и через Совет Безопасности ООН для того, чтобы в ясной форме донести до иранского правительства то, что ему необходимо на действиях, а не на словах продемонстрировать желание соответствовать международным обязательствам, или в противном случае столкнуться с последствиями, в том числе и с санкциями", - отметил он. По его словам, США продолжают оставаться верными дипломатическому решению ситуации вокруг иранской ядерной программы и будут тесно сотрудничать с партнерами по этой проблеме.

И в ЕС не стали праздновать победу – все с теми же доводами. Соглашение по обмену низкообогащенного иранского урана на дообогащенное ядерное топливо не решает главной проблемы, связанной с недоверием к Тегерану, разрабатывающему ядерную программу, приводило в понедельник агентство ЭФЭ слова неназванного представителя главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон. "Кажется, что Иран готов принять один из вариантов предложения, которое МАГАТЭ сделало (Тегерану - ИФ) в октябре прошлого года. Если это так, то мы приветствуем его, однако это соглашение не решает главной проблемы, то есть не устраняет серьезные подозрения международного сообщества по поводу характера ядерной программы Ирана", - сказала представитель Эштон.

По ее словам, предложение по обмену урана, которое МАГАТЭ ранее сделало властям Ирана, было "жестом доброй воли". "Если они действительно принимают вариант предложения, то К.Эштон его приветствует, однако этого недостаточно", - заявила представитель главы европейской дипломатии. По ее словам, международное сообщество должно вступить в диалог с Тегераном, для того чтобы развеять сомнения по поводу характера ядерной программы Ирана.

Новости