Угроза независимости
В парламентской ассамблее ОБСЕ заявляют, что временное правительство Киргизии до сих пор незаконно и страна может потерять государственность и независимость
Москва. 15 мая. INTERFAX.RU – Cпециальный посланник президента парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ по Киргизии, казахстанский сенатор Адил Ахметов заявил, что временное правительство этой страны в кратчайшие сроки должно узаконить всю нынешнюю систему государственных институтов в целях сохранения суверенитета страны.
"Временное правительство все еще незаконно. ОБСЕ и другие организации выразили им свое доверие, поэтому они должны воспользоваться этим шансом и ускорить законность государственных институтов", - сказал Ахметов, выступая в субботу на специальной сессии в рамках Трансазиатского парламентского форуме, который в эти дни проходит в Алма-Ате под эгидой ОБСЕ. Он также подчеркнул, что если Киргизия в ближайшее время не добьется стабильности в стране, то сможет "потерять не только государственность, но и независимость".
Ахметов аргументировал свое мнение тем, что последние события в Киргизии подтверждают, что ситуация там нестабильна. "Пару дней назад сторонники (экс-президента) Бакиева захватили административные здания нескольких южных областей. Из сообщений СМИ мы также узнали, что накануне временному правительству удалось вернуть власть", - сказал казахстанский сенатор, отметив, что из-за "последних событий в Киргизии на Трансазиатский парламентский форум не смогла прибыть делегация этой страны".
По словам Ахметова, 16 мая планируется выезд в Киргизию специального координатора миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ, президента ПА этой Организации Жоао Соареша и генерального секретаря международного секретариата ПА ОБСЕ Оливера Спенсора для "оценки ситуации на месте и для донесения этой информации до временного правительства Киргизии и страны в целом".
Между тем эксперты считают, что ситуацию в Киргизии, и в частности, с Курманбеком Бакиевым, международные структуры должны оценивать с точки зрения международного права.
"Международные структуры, по прошествии определенного времени, уже начали по другому оценивать то, что произошло в Киргизии", - такое мнение высказал агентству "Интерфакс-Запад" в субботу заместитель председателя по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Игорь Карпенко.
"Следует отметить, что к белорусской позиции по вопросу о Киргизии, которая была высказана в первые дни событий, начинают склоняться влиятельные международные структуры", - отметил парламентарий. В данной связи он привел заявление Генсека ООН Пан Ги Муна, появившееся 15 мая 2010 г., о том, что он считает необходимым соблюдать законность и сдержанность обеим сторонам в Киргизии и решать проблемы мирным, конституционным путем.
Карпенко уверен, что международные структуры все чаще начинают абстрагироваться позиции, которая появилась по Киргизии в первые дни и заявлять о необходимости правового урегулирования ситуации в этой стране.
"Не нравился им Бакиев (К.Бакиев - "ИФ") но на каком основании они распустили парламент? Были ли эти шаги конституционными?", - это те вопросы, которые еще нужно будет оценить и с юридической, и с политической точки зрения", полагает эксперт. Он также считает, по меньшей мере, некорректными претензии в такой ситуации к Белоруссии по поводу выдачи Бакиева. "Прежде всего, нужно вести разговор о возвращении ситуации в правовое русло, а потом делать заявления по Белоруссии", - уверен парламентарий. По его мнению, "вопрос о легитимном руководстве в любой стране должен решаться цивилизованным путем - нужно назначать выборы, избирать парламент, президента, формировать правительство".
"Сегодня на дворе 21-й век. Есть цивилизованные механизмы решения любой проблемы, а не устраивать погромы", - заявил Карпенко. Он также считает конструктивной и "очень правильной" позицию ОДКБ, которую накануне озвучил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Большинство глав государств ОДКБ сочли благородными действия президента Белоруссии Александра Лукашенко в отношении К.Бакиева, заявил Бордюжа на пресс-конференции в Москве. "Многие лидеры государств ОДКБ признали, что руководство Белоруссии поступило благородно и по-мужски, оказав помощь лидеру союзного государства", - сказал Бордюжа. По его словам, в критической ситуации руководство России и Казахстана приняло решение вывезти К.Бакиева в Казахстан, чтобы не допустить расправы над президентом и его семьей.
Касаясь ситуации с выдачей Бакиева, запрос о которой поступил в Генпрокуратру Белоруссии, ученые юристы заявляют о праве белорусской стороны не спешить с этим и не объяснять причины своего отказа, если такое решение будет принято.
Белорусская сторона на основании Кишиневской конвенции может не объяснять причины отказа в выдаче Курманбека Бакиева, считает доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук Вадим Самарин.
"Согласно Кишиневской конвенции (О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. - "ИФ") сторона, у которой просят выдать обвиняемого, может не объяснять причину отказа", - заявил В.Самарин агентству. "В данном конкретном случае белорусская сторона не должна обосновывать освою позицию в случае отказа. Мы (белорусская сторона - ИФ) должны проинформировать об отказе другую сторону, но в соответствии с Кишиневской конвенцией, не должны объяснять причину", - пояснил он.
Касаясь юридических оснований, по которым может быть отказано в выдаче Бакиева, Самарин сказал, что "в международном праве есть несколько пунктов, по которым отказывают в выдаче. Во-первых, отказать мы (Белоруссия - ИФ") можем, если Бакиев попросит политическое убежище, но это вряд ли произойдет". Ученый также напомнил, что "страна может отказать, если есть веские основания полагать, что запрос о выдаче связан с политическими убеждениями человека, которого просят экстрадировать. Еще одно основание для отказа, которое также имеется в Кишиневской конвенции - ущерб безопасности страны. В данном случае - Белоруссии". "Есть еще один существенный момент - нет никакого конкретного срока, в течение которого Белоруссия должна дать ответ по запросу о выдаче Бакиева", - добавил Самарин.
"У меня как ученого также возникает вопрос, должны ли мы отвечать на документы, которые направлены непризнанным нашим государством правительством?", - добавил собеседник агентства.
Касаясь намерения киргизской стороны в случае невыдачи Бакиева обратиться в международный суд, Самарин пояснил, что "Белоруссия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда. Мы не ратифицировали Римский статут Международного уголовного суда. Можно подавать обращение в Международный суд, но вряд ли этот суд будет рассматривать дело".
"Какой смыл рассматривать дело, если его нельзя исполнить, - сказал Самарин. - Римский статут 2002 г. не ратифицировали ни Россия, ни США. Если такие крупные игроки на международной арене не захотели поступиться своим суверенитетом, то что говорить о маленькой Белоруссии", - подчеркнул ученый.
"В мире в настоящее время постоянно действующий Международный уголовный суд один. И есть еще Международный суд при ООН. Этот суд также не будет рассматривать подобное обращение, потому что Белоруссия не подписалась под соответствующей конвенцией. Европейские суды также не будут его рассматривать - Белоруссия ведь не входит в Совет Европы, - пояснил Самарин. - Можно, конечно, обратиться в Комитет по правам человека ООН. Но в этом случае успех маловероятен, потому что туда обычно обращаются граждане".
При этом он подчеркнул, что "это его личное видение ситуации как ученого. Как будут развиваться реальные события - покажет время". В свою очередь в Генпрокуратуре отмечают, что запрос о выдаче Бакиева находится на рассмотрении. "Он хоть и пришел посредством факсимильной связи, мы его рассматриваем, изучаем, ждем, когда придет весь необходимый в таких случаях пакет документов", - подчеркивают в Генпрокуратуре Белоруссии.