Трактат о государе

В эпоху, когда ковбоев больше не уважают, Клинт Иствуд ищет им замену в политических и спортивных лидерах

Москва. 13 мая. INTERFAX.RU - Иствуд – режиссер, от которого вечно не знаешь, чего ждать. Фильмы разного художественного уровня, наполненные гражданским пафосом и сентиментальностью, неумолимо выходят из-под его стальной руки каждый год. И каждый раз мы удивляемся тому, сколько бодрости в этом старике, которому в конце этого мая стукнет восемьдесят лет.

"Непокоренный" - это фильм, состоящий из двух частей, о каждой из которых следует говорить отдельно. Первая часть – это гражданское высказывание Иствуда, его собственный трактат о государе, всеобщем благе и мире во всем мире. Идеальный правитель Нельсон Мандела прост и мудр, он с каждым жителем своего государства обращается, как с равным, каждый вечер открыто бродит по улицам и всех своих бывших гонителей простил. Что-то вроде нашего академика Лихачева, только во главе страны. Иствуд демонстративно выстраивает пример для подражания своим соотечественникам. Его Мандела – это просвещенный монарх, который во имя блага народа может себя этому народу противопоставить и победить. Его афоризмы вкупе с тем, что Мандела непрерывно работает, напоминают того греческого правителя, который с тех пор, как решил заняться политикой, больше никогда не улыбался. Неясно из фильма, правда, насколько в действительности оказывается эффективным такое правление, потому что о решении самых насущных проблем государства мы так и не узнаем, но Иствуд в идеалистическом экстазе пытается доказать нам, что главное – это сплотить народ вокруг мудрого лидера, а там уж дело пойдет само собой. Портрет Манделы создан с подкупающей любовью и сентиментальностью, так что если уж и следовало бы выбрать фильм для премьеры в Кремле, это должен был быть "Непокоренный".

Мандела бы стал для зрителей примером того, каким могло бы стать наше общество в девяностые или даже в двухтысячные. Нашим политикам, которых пригласили бы на премьеру, стало бы стыдно (пусть это только мечта, разве вредно?) за сидение на нефтяных скважинах и не пущание к этим скважинам представителей чужих кланов. Вообще, за многое бы стало стыдно, достаточно просмотреть бегло рубрики "экономика", "общество", "политика", чтобы составить целый список для обличения. Когда-нибудь в учебниках истории нашу современную власть еще обвинят в геноциде по совокупности пунктов такого списка.

Пока же "Непокоренный" вряд ли может рассчитывать на конкуренцию с "Робином Гудом", да и вообще с большинством выходящих одновременно с ним фильмов, потому что в России Иствуд никогда не брал вершины бокс-офиса. Тем более, что Морган Фримен и Мэтт Деймон ничего особенного в своей игре не показывают: Фримен постоянно играет положительных мудрецов-всезнаек, а Деймон – крепких немногословных парней. За что их обоих номинировали на "Оскар" после участие в этом фильме – решительно непонятно.

Вторая часть "Непокоренного" показывает, что между нашими политиками и Манделой все же есть нечто общее. Именно же любовь к зрелищному спорту. Платон две с половиной тысячи лет назад писал о том, как важно всем людям регулярно водить хороводы и петь песни. Это способствует сплочению нации и поднятию настроения в борьбе за процветание государства. Если же хороводы водить на трибунах спортивных арен, где несколько здоровяков меряются силами на виду у обомлевших сограждан, - это вдвойне действенно. Мандела не открыл Америку, когда решил посвятить значительную часть своего времени местной команде по регби уровня примерно футбольной команды из подмосковного города N. Эта команда, по мнению Манделы, должна выиграть чемпионат мира, и ничто этому не может помешать. Всю вторую половину фильма поэтому мы вынуждены наблюдать за тем, как команда под руководством тренера Мэтта Деймона сначала тренируется, а потом играет со своими соперниками в регби. Смотреть на это тягостно, и драматургия фильма от рамочной конструкции, показывающей схожесть путей президента и спортсмена, нисколько не выигрывает.

Иствуду здесь явно изменило чувство меры, тем более что он, как говорят, во время работы над фильмом сильно увлекся регби и целыми ночами смотрел по телевизору матч за матчем. В конце концов, как мы знаем из истории, команда стала чемпионом мира, а люди водили пресловутые хороводы и обнимались, но вот отношение к Манделе у зрителя почему-то меняется. Поневоле думаешь, что не так уж сильно в итоге он отличается от наших политиков, - разве только слабой команде на чемпионате мира ничего никогда бы не светило. Нехорошо играть на дикости своего народа и его тяге к дешевым аттракционам. Безнравственно.

Обозреватель Сергей Сычев

Новости