Пройти через отверстие
Российский фондовый рынок не признается в качестве регулируемого. Чтобы его признали таковым, нужно снять лишь одно препятствие - принять закон об инсайде. Правда, эту "мелочь" не могут сделать уже добрый десяток лет
Москва. 12 мая. FINMARKET.RU - Российский фондовый рынок не признан международными экспертами в качестве регулируемого, и это мешает ему обрести новых инвесторов. Чтобы решить проблему, стране необходимо присоединиться к меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Препятствие, мешающее России, лишь одно - отсутствие закона об инсайде и манипулировании, различные варианты которого вот уже десяток лет гуляют в коридорах власти.
Дискуссия по вопросу принятия этого закона, развернувшаяся в рамках конференции "Российский фондовый рынок 2010", показала, что вопросы по закону об инсайде, который должен скоро проходить второе чтение в Госдуме, остаются. Законопроект стал даже поводом для своеобразной перепалки между представителями верхней и нижней палат Федерального собрания РФ.
Генеральный секретарь IOSCO Грег Танзер, выступая в среду, всей своей получасовой речью "наступал на мозоль" сидящего рядом с ним руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимира Миловидова, живописуя, какую важную роль IOSCO играет в вопросах регулирования мировой финансовой системы, работая для достижения ее большей стабильности.
Владимир Миловидов признал: ему горько, что его коллег по Индии и Бразилии пригласили в технический комитет IOSCO (орган, вырабатывающий решения), а российского регулятора - нет. И причиной того, что ФСФР не может стать полноценным участником процесса, является одна вещь - отсутствие закона о противодействии инсайдерской информации, который "обсуждается уже 10 лет".
Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, который возглавлял ФСФР до Владимира Миловидова и не понаслышке знает все перипетии, связанные с законом об инсайде, поинтересовался, "когда все пройдет через это отверстие, которое называется законодательством".
Глава комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский тут же заявил, что нынешний вариант законопроекта, который сейчас находится в Госдуме, лучше предыдущих вариантов, но под действием закона в его нынешней редакции может оказаться каждый гражданин. И в нем совершенно необходимо убрать возможность уголовной ответственности, или, по крайней мере, ввести мораторий на несколько лет.
За свое отношение к закону об инсайде Госдума сразу же подверглась критике со стороны представителя верхней палаты парламента - председателя комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрия Ананьева. Он подметил интересную особенность: разнообразные идеи, например, оснастить платежные терминалы контрольно-кассовой техникой или ввести обязательные банковские карточки для всех автовладельцев, чтобы те имели их вместе с полисами ОСАГО, почему-то быстро "находят поддержку в нижней палате" парламента. А что касается закона об инсайде, необходимого для прихода на рынок "серьезных инвесторов", находится "много препятствий, много резонов", чтобы его откладывать. Сенатор подчеркнул, что Госдума "необоснованно придерживает" принятие закона.
Д.Ананьев выразил надежду, что заявление высших лиц государства о "неминуемости создания" международного финансового центра "прорвет плотину" Госдумы на пути принятия законопроекта. При этом он тоже сказал, что его комитет выступает за то, чтобы на первое время уголовная ответственность в законе об инсайде не предусматривалась.
В.Миловидов успокоил всех, что в нынешней редакции законопроекта установлена отсрочка для введения уголовной ответственности на три года.
Казалось бы, в этом случае все стороны должны были быть удовлетворены. Но ответа на вопрос, заданный О.Вьюгиным относительно прохождения закона через "отверстие", так и не поступило. Возможно, тайна кроется в емкой фразе президента ММВБ Константина Корищенко, сказавшего: "Есть дискуссия и есть то, что является проблемой".