Зарплатный аппетит и женская тактика
Женщины гораздо скромнее мужчин в своих зарплатных ожиданиях. При этом дамы зачастую намеренно занижают планку, полагают в SuperJob.ru. Такая тактика позволяет дамам повысить их шансы на рынке труда
Москва. 6 мая. FINMARKET.RU - Устоявшиеся стереотипы мешают женщинам чувствовать себя уверенно на рынке труда, где конкурентами выступают представители сильного пола. Принято считать, что мужчинам изначально платят более высокую зарплату, да и сами дамы, претендуя на вакансию не торопятся с разбегу брать верхнюю зарплатную планку. Здесь работает еще один устоявшийся стереотип - "лучше синица в руке, чем журавль в небе". Но "слабость" женщины может стать ее оружием. Более скромные зарплатные ожидания повышают конкурентоспособность слабого пола на рынке труда.
В марта исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru проанализировал зарплатные ожидания специалистов московского рынка труда с целью выявить различия зарплатных аппетитов работников женского и мужского пола. Для анализа были отобраны 20 позиций, среди претендентов на которые заявлены представители обоих полов.
Как показало исследование, в среднем зарплатные ожидания мужчин в 1,15 раза выше притязаний слабой половины. В то же время средние зарплатные ожидания женщин выглядят более реалистичными, так как чаще соответствуют предложениям рынка. А зачастую даже ниже средних предложений по рынку.
Так, средние зарплатные ожидания мужчин, стремящихся получить место бренд-менеджера, составляют 75 тыс. руб. Запросы женщин существенно скромнее – 50 тыс. рублей. При этом работодатели в среднем готовы платить такому сотруднику 65 тысяч. в месяц.
Мужчины, претендующие на замещение вакансий юриста и менеджера интернет-проектов, в среднем рассчитывают на ежемесячный оклад в размере 50 тыс. рублей, а женщины – на 40 тыс. рублей. Работодатели, ищущие сотрудников на данные позиции, предлагают оклад в размере 45 тыс. рублей в месяц.
В целом ситуацию, когда слабый пол заведомо согласен на более низкую зарплату, чем предлагает рынок, отмечена по 10 (с учетом указанных выше) из 20 исследуемых вакансий. Скромный зарплатный аппетит дам отмечен, в частности, и по таким позициям как консультант по внедрению SAP, программист 1С, менеджер по развитию бизнеса, инженер-проектировщик, риелтор.
На нижнюю планку зарплаты дамы рассчитывают, претендуя на вакансии тестировщика программного обеспечения, торгового представителя, инженера по охране труда, андеррайтера и повара. Мужчины, претендующие на вакансии бизнес-аналитиков, оценивают свой труд в 70 тыс. рублей при среднем предложении по Москве 60 тыс. Но за эти деньги вполне согласны трудится женщины.
В исследовании намеренное занижение суммы предполагаемой зарплаты представительницами прекрасного пола объясняется желанием женщин повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. А возникает оно зачастую под влиянием устоявшихся стереотипов: женщины подсознательно недооценивают свои способности и потенциал, полагая, что работодатель при прочих равных оценит мужчину-соискателя выше. Также, по мнению психологов, женщины чаще тяготеют к стабильности, выбирая, что называется, «синицу в руках». Мужчины же, напротив, рвутся к новым достижениям, а подъём по карьерной лестнице неразрывно связан для них с возрастающими зарплатными притязаниями. Кроме того, мужчина во многих семьях является основным добытчиком, следовательно, он не может позволить себе зарабатывать меньше.
Однако, судя по результатам исследования, есть ряд позиций, где зарплатные притязания женщин не отстают от требований мужчин. Это архитектор (55 тыс. рублей), менеджер по логистике (40 тыс. рублей, при этом ожидания женщин всего на 1 тысячу меньше), PR-менеджер (40 тысяч). При этом средние запросы представителей обоих полов совпадают со средним уровнем предложения московских работодателей.