Новая смерть в СИЗО

Вера Трифонова, сидевшая в "Матросской тишине" по обвинению в покушении на мошенничество, повторила судьбу юриста Сергея Магнитского. В пятницу 53-летняя женщина скончалась от острой сердечно-сосудистой недостаточности

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU – В спецбольнице следственного изолятора №1 Москвы ("Матросская Тишина") скончалась 53-летня Вера Трифонова, обвинявшаяся в покушение на мошенничество. Как сообщил "Интерфаксу" официальный представитель московского УФСИН Сергей Цыганков, Трифонова скончалась в пятницу в 12:15 мск в палате интенсивной терапии хирургического отделения спецбольницы, предположительно, от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Женщина страдала сахарным диабетом, диабетической нефропатией, нефропатическим синдромом и хронической почечной недостаточностью. Признаков насильственной смерти на теле Трифоновой не обнаружено. Cледственный отдел СКП по Преображенскому району начал доследственную проверку обстоятельств смерти.

Напомним, Трифонова была арестована 16 декабря 2009 г. по ходатайству следственного управления СКП по Московской области по обвинению в покушении на мошенничество (статья 30 УК РФ и статья 159 УК РФ). Ранее следственное управлением СКП РФ по Московской области возбудило уголовное дело в отношении депутата Магаданской областной думы Георгия Шамиряна по статье "покушение на мошенничество". Шестнадцатого декабря при получении 45 млн рублей от одного из банкиров Шамирян был задержан сотрудниками милиции в деревне Жуковка Одинцовского района Московской области. По версии следствия, Шамирян совместно с Трифоновой и другими лицами "предложил двум банкирам за $1,5 млн помощь в назначении на должности членов Совета Федерации РФ.

"Ее фактически довели до смерти"

Адвокат Владимир Жеребенков заявляет, что следователь, расследовавший уголовное дело Веры Трифоновой, требовал от нее чистосердечного признания в обмен на свободу. "Следователь поставил Трифоновой условие, что готов ее отпустить, но пускай она признается и покается. А в чем признаваться, если она не признает себя виновной? Естественно, она отказалась, - сказал Жеребенков "Интерфаксу" в пятницу. - Ее фактически довели до смерти. Заведомо зная, что ей нужна специализированная медицинская помощь, гемодиализ (очистка крови - ИФ), ее направили в СИЗО, где такой помощи оказать не могли, о чем начальник тюрьмы сообщил сразу".

Жеребенков сообщил, что в декабре прошлого года Трифонова уже теряла сознание в следственном изоляторе, после чего была сразу направлена в реанимацию ближайшей больницы, но, несмотря на это 16 апреля Одинцовский суд принял решение о продлении ареста Тифоновой на три месяца. "Когда я ее навещал, она передвигалась на медицинской коляске, зрение ослабло до 10%, у нее вода скапливалась в легких. Куда она могла убежать?", - сказал Жеребенков.

"Такие случаи становятся закономерностью"

Общественная палата проведет собственное расследование в связи с гибелью Трифоновой. "Мы проведем расследование. Общественная палата вместе с общественным советом при ФСИН возьмет этот инцидент на контроль", - сообщила член Общественной палаты, председатель общественного совета при ФСИН РФ Мария Каннабих. "У нас слишком участились такие случаи, и они становятся закономерностью. Я считаю, что такого быть не должно", - отметила она.

Каннабих связалась с начальником медицинского управления ФСИН. "Мне сообщили, что у нее была почечная недостаточность на фоне диабета. Они представляли данные о ее состоянии и о том, чтобы до суда она содержалась не в изоляции, но в этом было отказано, - подчеркнула собеседница агентства. - Она ведь не была опасной, и куда ей бежать, ей бы только пожить еще. Больно от всей этой формальной жестокости. Мы давно боремся за то, чтобы в СИЗО не содержали настолько больных людей, непонятно зачем это нужно".

Председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена также отметил, что "прежде всего тревожит ситуация, когда суды выдают санкции на содержание людей под стражей, тем более больных".

"Их заключают под стражу, когда они всего лишь еще подозреваются, и, к сожалению, здесь достаточно предоставить в суд лишь рапорт оперативного сотрудника, где он может выразить предположение, что подозреваемый может скрыться. Это вопиющее нарушение прав человека", - сказал Кучерена "Интерфаксу".

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает, что смерть Трифоновой лишний раз подтверждает необходимость переподчинения медиков от Минюста Минздравсоцразвитию. "Я не люблю комментировать события, с которыми не знаком подробно, но здесь, судя по всему, произошло то, о чем мы предупреждали много раз. Мы давно выступаем за то, чтобы медицинская служба при СИЗО была независима от тюремного начальства. Ведь зачастую врачи не могут быть объективными, если испытывают давление", - сказал Лукин "Интерфаксу".

По его словам, "известно уже немало вопиющих примеров, которые являются следствием такой ситуации, и это дискредитирует не только саму тюремную службу, а страну". "Необходимо разделить людей, которые следят за пребыванием задержанных в СИЗО, и людей, которые следят за здоровьем находящихся там - переподчинить медицинские службы Минздраву. Конечно, это нужно делать с умом и постепенно, но решительно и энергично. Я призываю всерьез заняться этим, или такие вещи будут повторяться", - заключил Лукин.

Новости