"Это противоречит здравому смыслу"
Инициативы Генштаба об изменениях правил призыва российских граждан в армию, которые были озвучены накануне замначальником ведомства, вызвали бурю протеста на самых различных уровнях
Москва. 29 апреля. INTERFAX.RU - Инициативы Генштаба, касающиеся изменений правил призыва российских граждан на военную службу, озвученные в четверг, вызвали неоднозначную реакцию в различных кругах. Как сообщалось, замначальника Генштаба Василий Смирнов заявил накануне, что военные предлагают увеличить срок весеннего призыва граждан в армию до конца августа. Также предлагается рассмотреть вопрос об увеличении призывного возраста с 27 до 30 лет. Кроме того, предложено значительно сократить количество вузов России, студенты которых имеют отсрочку от военной службы.
Генштаб также выступил за то, чтобы отказаться от комплектования воинских частей Спецстроя России, Службы внешней разведки и Службы специальных объектов при президенте РФ военнослужащими срочной службы из-за неблагоприятной демографической ситуации в стране. Предлагается также значительно сократить комплектование солдатами срочной службы Внутренних войск МВД и войск гражданской обороны МЧС.
"Все это следствие того, что военные и политики, которые отвечают за армию, не хотят признать простую вещь - время мобилизационной армии закончилось, - сказала "Интерфаксу" в пятницу глава Союза комитетов солдатских матерей (ведущая независимая организация, которая следит за соблюдением прав человека в армии – Interfax.ru) Валентина Мельникова. - Все это - попытка расширить призывной ресурс, но это - нереально. Это не нужно. Это противоречит обстановке, тем изменениям в войсках, которые сейчас происходят".
"Призывать в армию до 30 лет - нереально. К 25 годам молодой человек обрастает социальными связями. Не только семьей, но и работой, кредитами, - сказала правозащитница. - Если увеличить призыв до конца августа, то что будет с обучением в войсках? Это не колония - поймали, осудили, посадили. Если размазать призыв, то новобранцы будут поступать в войска постоянно. Что с ними делать, как их включать в учебный процесс?".
"Что касается сокращения числа вузов с отсрочками от армии, то возьмем, к примеру, авиационный институт. Поступила по ЕГЭ группа молодых людей. После первой экзаменационной сессии 20 ребят отправляют в войска. Что будет с этой группой, кто останется учиться, кого будут выпускать? Что станет с образованием?", - сказала глава Союза комитетов солдатских матерей. По ее словам, стратегической целью должно стать создание контрактной армии. "Но на это нет политической воли. Это под силу бюджету, и это прозрачные расходы. Мы подсчитали, сколько стоит провести одно только медицинское освидетельствование более 500 тысяч призывников на срочную службу - $3 миллиарда в год. Я не учитываю транспортные расходы. Контрактников, во-первых, нужно меньше. Во-вторых, им медицинской освидетельствование нужно будет проходить раз в три года", - сказала Мельникова.
В свою очередь, руководители "Яблока" и "Правого дела" также подвергли критике предложения Генштаба России, касающиеся изменений правил призыва российских граждан на военную службу. "Мы категорически осуждаем эту инициативу. Это признак профнепригодности нынешнего руководства Минобороны, поскольку реализация этих мер создаст не боеспособную армию, а напряжение в обществе", - сказал в пятницу "Интерфаксу" лидер "Яблока" Сергей Митрохин.
По его мнению, "для создания профессиональной боеспособной армии все силы необходимо направить на то, чтобы увеличить число контрактников за счет создания для них благоприятных условий службы: достойного оклада и пенсии, обеспечения жильем".
В свою очередь сопредседатель "Правого дела" Леонид Гозман отметил, что "сейчас значительная часть генералитета стремится сохранить феодальную по духу армию, основанную на рекрутах". "Хотя сейчас в Минобороны есть разноплановые тенденции. С одной стороны некоторые предложения министра Анатолия Сердюкова вполне разумные и оправданные - например, изменения в режим службы, касающиеся дополнительных выходных и отпускных дней, усиление внимания боевой подготовки, а не хозяйственной деятельности; но с другой - полная неспособность учитывать сегодняшние требования", - сказал он "Интерфаксу".
Между тем директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский считает, что повышение призывного возраста до 30 лет, которое предлагает Генштаб, может негативно повлиять на демографическую ситуацию в России. Он полагает, что женатые призывники, скорее всего, отложат планы по рождению детей.
"Конечно, здесь есть какой-то минус с точки зрения демографии. Молодые семьи в настоящее время и так откладывают рождение ребенка. Сейчас повышается возраст родителей при рождении детей, что является общемировой тенденцией. А интервал от 27 до 30 лет очень важен в демографическом отношении", - заявил Вишневский в пятницу "Интерфаксу". Он отметил, что мужчины данного возрастного контингента, в основном, уже имеют устойчивые и сложившиеся семьи.
"К этому возрасту семьи уже складываются и становятся довольно устойчивыми. Одно дело призывать человека в 22 года, другое дело в 28 лет. И если человека, пусть и не призывают, но могут призвать, то "зрелый" призывник, находясь в состоянии ожидания призыва, может и отложить планы по рождению ребенка. Ведь оставлять женщину в такой ситуации сложно. Когда люди моложе по возрасту, то меньше об этом думают", - поясняет демограф.
При этом Вишневский воздержался от конкретных прогнозов демографических последствий в случае официального принятия такого решения. "Никаких данных на этот счет нет. Но, думаю, как-то это может сказаться", - сказал он.
Вместе с тем он отметил, что "не хотел оказаться в положении Генштаба при той демографической ситуации, которая у нас есть". "Резко падает число призывников, и не очень понятно, как обеспечивать набор", - пояснил эксперт.
Вместе с тем ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что Генштаб России, настаивая на призыве студентов в армию, пытается вернуться к ошибочной практике, существовавшей в советские времена, от которой пришлось впоследствии отказаться.
"Я еще помню такого рода модель. Она ведь существовала в СССР несколько лет. Потом от нее отказались именно в силу того, что люди не могли нормально учиться после перерыва", - сказал Кузьминов "Интерфаксу" в пятницу, комментируя предложения, высказанные накануне Смирновым. Он отметил, что, несмотря на сокращение срока службы в армии до одного года, отслужившим студентам будет сложно вернуться к учебе. "Даже годичный перерыв приведет к большим затруднениям в освоение программы высшего образования", - сказал ректор ГУ-ВШЭ.
"Существующая форма, при которой граждан призывают после учебы, она, в конечном счете, выгоднее Вооруженным силам. Они получат не "пушечное мясо", а подготовленного специалиста, да и просто более взрослого и ответственного человека", - пояснил Кузьминов.
Комментируя инициативы, озвученные 20 апреля министром обороны Анатолием Сердюковым, он отметил, что "идея гуманизировать как в Израиле срочную службу, это наверно правильно, если мы не можем от нее (призывной армии - ИФ) отказаться". "Но невозможно, оставаясь в рамках здравого смысла, говорить о призыве как перед учебой в вузе, так и во время нее", - подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ.