К чему готова Киргизия?
Новые власти Киргизии видят страну парламентской республикой. Однако некоторые политики и политологи считают, что страна к этому еще не готова
Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Во временном правительстве Киргизии считают, что парламентская форма государственного устройства, которую предлагается закрепить в новой редакции Конституции, позволит избежать концентрации власти в стране в одних руках и даст оппозиции больше возможностей участвовать в политической жизни республики.
"Киргизия будет парламентской республикой и оппозиция займет в парламенте достойное место, ей будет отдан базовый комитет по бюджету и финансам, а также место в руководстве палаты, чтобы соблюдался плюрализм мнений и принятия решений", - сказала в интервью "Интерфаксу" глава временного правительства страны Роза Отунбаева. Она подчеркнула, что в "отличие от прежней власти, которая не хотела разговаривать с оппозицией, новая власть готова сотрудничать и прислушиваться к ней". "Для того чтобы партии имели мощный предвыборный ресурс, они получают возможность сформировывать партийные блоки. Такой вариант уже был апробирован оппозицией на парламентских выборах в 2005 году", - отметила Отунбаева.
Со своей стороны замглавы правительства, лидер социалистической партии "Ата-мекен" Омурбек Текебаев, который является основным разработчиком новой Конституции республики, считает, что "предлагаемая форма правления поможет не повторить решений предыдущих президентов, направленных на концентрацию власти в одних руках". "Мы полностью переработали четыре главы, касающиеся деятельности президента и парламента", - сказал он "Интерфаксу".
По словам Текебаева, "согласно проекту (Конституции - ИФ), партия, набравшая большинство голосов, получит 50 мест в парламенте". "Именно она сможет выдвигать кандидатуру на должность премьер-министра, на которого должны быть возложены полномочия управления страной. Не исключено, что главу государства на саммитах сбудет представлять премьер-министр, а не президент", - сказал киргизский политик. Он отметил, что "будущему президенту отводится роль арбитра, ему поручаются представительские функции". "Еще одним революционным шагом, - сказал Текебаев, - является исключение из основного закона положения о Конституционном суде. Его прерогативы передаются Верховному суду".
В свою очередь член рабочей группы по разработке новой Конституции Ишенбай Кадырбеков сообщил "Интерфаксу", что согласно проекту основного закона "правительство может через президента страны рассматривать роспуск парламента, а парламент, в свою очередь, имеет право контролировать правительство".
Не все "за"
Между тем, не все в киргизском обществе поддерживают предлагаемые временным правительством конституционные реформы. Так, по мнению экс-секретаря Совета безопасности республики Мирослава Ниязова, республике в настоящее время нужна "жесткая президентская власть, которая может навести порядок в стране, привести все в законное русло и только в условиях политической и экономической стабильности приступать к формированию других институтов власти".
"Не имея опыта парламентаризма, мы передаем власть в руки тех людей, которые не обладают элементарными навыками управления государством", - заявил Ниязов "Интерфаксу". Он отметил, что "простому человеку без разницы - парламентская или президентская республика - он хочет жить в стабильном и нормальном государстве. Он не хочет жить в диком зоопарке, когда толпа диктует условия. Пришла толпа, захотела - отобрала имущество, захотела - скинула эту власть. Разве так государство строится?"
Политолог Марс Сариев также полагает, что в Киргизии "еще не пришло время для парламентаризма". "Эта модель вряд ли в дальнейшем сможет оградить республику от острых политических катаклизмов", - сказал он "Интерфаксу". По словам политолога, "это, скорее всего, перспектива, которая может быть актуальной для нашей страны через несколько десятков лет. Сейчас реально в Киргизии на политическую ситуацию влияют не партии, а родовые кланы".
Эксперт считает, что "представители родов и кланов вероятнее всего не заинтересованы в установлении сильного президентского правления, поскольку они не смогут оказывать реальное влияние на власть". "Не исключено, что в этих условиях определенные силы могут использовать исламскую модель построения государства. Ведь в Киргизии имеется не малая часть сторонников, исключения из конституции понятия светского государства. Часть общества разочарована светскими режимами Акаева и Бакиева. Сторонники религиозного пути тоже наверняка будут приходить во власть партийным путем. С другой стороны есть реальная опасность активизации деятельности радикально настроенных группировок, которые попытаются получить легальный статус", - полагает политолог.
К единому знаменателю проект основного закона должно привести Конституционное совещание, куда помимо членов Временного правительства войдут представители политических партий и неправительственного сектора. Именно им предстоит определить с учетом мнений киргизстанцев сколько в парламенте должно быть мест - 105 или 120. На общественную экспертизу временным правительством отводится всего несколько недель. "На более длительный срок обсуждения у нас просто нет времени", - отметил Текебаев.
Согласно решению временного правительства 26 апреля должен быть официально обнародован текст новой Конституции республики, в которой предлагается закрепить парламентскую модель построения государства. За годы независимости это будет уже девятая редакция основного закона страны. Прежние конституционные модели, которые в большой степени закрепляли президентские полномочия и ослабляли властные функции парламента, уже дважды привели страну к смене власти революционным путем.