Пора открыть архивы
Председатель комитета Госдумы РФ по международным делам считает, что нужно раскрыть архивные документы, касающихся расстрела НКВД польских военнослужащих под Катынью
Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев высказался сегодня за полное открытие всех архивных документов, касающихся расстрела НКВД весной 1940 г. военнослужащих Польши под Катынью.
"Лично я выступаю за максимально полное открытие всех архивов по Катыни, но, правда, считаю, что действовать мы должны строго в рамках российского законодательства", - сказал Косачев журналистам, отвечая на вопрос "Интерфакса".
Так он прокомментировал принятый недавно Верховным судом РФ решения вернуть Мосгорсуду уже рассмотренное им дело по этому вопросу. Косачев при этом подчеркнул, что высшая судебная инстанция вернула дело столичному городскому суду "по процедурным мотивам, и
теперь тому предстоит повторно рассмотреть вопрос о возможности или невозможности открытия архивов".
"Я с большим интересом буду наблюдать за этим", - подчеркнул российский парламентарий. 21 апреля Верховный суд РФ удовлетворил частную жалобу правозащитного общества "Мемориал" на отказ Мосгорсуда признать незаконным засекречивание постановления Главной военной прокуратуры о прекращении расследования уголовного дела о расстреле польских военных в Катыни в 1940 году.
Дело возвращено в Мосгорсуд для рассмотрения по существу. "Мемориал" добивается рассекречивания материалов уголовного дела и архивов, связанных с расстрелом органами НКВД в 1940 г. польских военнослужащих в Катыни и в ряде других мест в СССР.
Правозащитники требуют рассекретить постановление Главной военной прокуратуры РФ от 21 сентября 2004 г. о прекращении расследования уголовного дела, связанного с Катынью. В декабре 2009 г. Мосгорсуд отказался рассмотреть заявление "Мемориала" о незаконности засекречивания постановления ГВП о прекращении расследования катынского дела.
В апреле катынскому преступлению исполнилось 70 лет. Термин "катынское преступление" является собирательным. Он обозначает расстрел в апреле-мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Катынь - лишь одно из целого ряда мест, где был совершен расстрел польских военнослужащих, именно здесь в 1943 году были впервые обнаружены захоронения.
Косачев на сегодняшней встрече с журналистами подчеркнул, что в засекреченных документах,
касающихся катынской трагедии, нет ничего, что бы опровергало версию о причастности НКВД к расстрелу польских офицеров. "Да, это были сотрудники НКВД. Да, они расстреливали польских офицеров, а потом пытались свалить это преступление на нацистов", - признал парламентарий. Он подчеркнул, что "это никаких сомнений не вызывает".
"И никакой информации, которая что-то дополнительно меняла бы в этих засекреченных делах, насколько я информирован, не существует", - сказал глава думского комитета. Он отметил, что российская сторона не публикует все засекреченные архивы советских времен для того, чтобы не навредить лицам, а также их родственникам и потомкам, которые упоминаются в этих исторических документах.
"Мы не менее категорично и внятно дистанцируемся от событий нашего социалистического либо коммунистического прошлого. Но мы пытаемся выйти из этого периода с наименьшими потерями для потомков всех людей, которые оказались замешены в преступлениях тогдашнего режима, чтобы дети и внуки все-таки не отвечали за своих отцов", - сказал Косачев.
Он отметил, что это та модель, которая прописана в российском законодательстве и которая накладывает определенные ограничения на рассекречивание определенных дел. "Не потому, что там скрывается какая-то страшная правда, которую мы не хотели бы раскрывать, а потому, что там скрывается информация о некоторых людях, персоналиях, которые возможно живы, или у которых есть потомки, которые могут пострадать в случае, если это правда из самых лучших побуждений будет раскрыта в полном объеме", - пояснил парламентарий.
По его словам, Россия в этом смысле действует из принципа "не навредить". "Еще раз скажу, что речь здесь идет о засекречивании не только дел, которые связаны с катынской трагедией. Есть много других дел, которые связаны с другими трагедиями", - уточнил Косачев. Он отметил, что "слишком масштабные будут последствия, если мы все
эти дела в одночасье рассекретим".
"И слишком несправедливо будет, если мы их рассекретим только в случае с Катынью, исходя из интересов российско-польских отношений, и оставим их закрытыми в отношении других преступлений сталинского режима", - пояснил Косачев.
По словам сопредседателя российско-польской комиссии по сложным вопросам Анатолия Торкунова, "в России и Польше не всегда понимают, что Россия в свое время передала по Катыни такое количество архивных материалов, которые в послевоенные годы ни одна страна не передавала, беспрецедентное количество материалов. Однако это не значит, что не надо открывать другие архивы".
"Мне кажется, что эти вопросы будут решаться", - добавил он. Он призвал "польских коллег и польских граждан с пониманием относиться к тому, что это не вопрос, который может решиться в одночасье". "Для этого требуется определенное время", - подчеркнул Торкунов.
Между тем поиск российским руководством путей к примирению с поляками в отношении Катыни получил высокую оценку эстонского фонда UNITAS, который удостоил президента России Дмитрия Медведева награды "Европейская память и примирение".
"Отрицательное отношение президента Дмитрия Медведева к героизации сталинизма и поиск примирения в отношении Катыни подают надежды и являются главой в истории Европы, ведущей к всеобщему примирению. Мы надеемся, что президент Медведев заложит основы морального объединения, в котором будут освящены как победы, так и поражения 20 века", - заявил в пятницу в Таллине, объявляя о награде, член совета фонда Меэлис Ниинепуу.
Как известно, недавно в канун годовщины катынского расстрела в Смоленске встречались премьеры РФ и Польши. Ожидалось, что в ходе поездки в этот древний русский город президент Лех Качиньский сделает важное политическое заявление, подводящее черту под историческими обидами двух народов, в том числе связанными со второй мировой войной. Однако полет президентского борта завершился трагически, утром 10 апреля Качиньский и сопровождавшая его делегация политических, военных, общественных и религиозных деятелей Польши погибла в результате авиакатастрофы.
Обозреватель Владимир Шишлин