РЖД. Sale!

"Российские железные дороги" совершают финальный рывок в деле реформирования железнодорожной отрасли, запуская продажу акций 18 "дочек". Механизмы этого процесса уже одобрены

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - "Российские железные дороги" запустили фактически одну из главных процедур в рамках завершающего этапа реформы железнодорожной отрасли - продажу акций 18 "дочек". Перевозчик предварительно утвердил планы приватизации активов и после одобрения правительством будет осуществлять их "в зависимости от рыночной конъюнктуры". Нерешенным остается, правда, вопрос с продажей акций "Первой грузовой компании": предварительно кабинет министров должен определить, продавать ли контрольный пакет крупнейшего железнодорожного оператора РФ.

В поисках инвестора

Механизмы продажу акций "дочек" в 2010-2011 гг. совет директоров РЖД одобрил в минувший вторник. "При принятии решения о сроках и способах продажи, размерах продаваемого пакета акций учитывались масштаб продаваемого бизнеса, возможность и целесообразность проведения предпродажных оптимизационных мероприятий, динамика рынка акций и общее состояние экономики", - сообщила пресс-служба РЖД.

Продажа акций компаний группы "Российские железные дороги" проводится в рамках завершающего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Она, в том числе, реализуется для разделения естественно-монопольных и конкурентных видов бизнеса, развития конкуренции в рыночных сегментах железнодорожной отрасли и повышения экономической эффективности работы РЖД.

Кроме того, ранее премьер-министр РФ Владимир Путин предложил перевозчику направить средства от продажи акций своих "дочек" на основные инвестпроекты. По словам старшего вице-президента РЖД Валерия Решетникова, компания в течение 3 лет планирует привлечь от реализации "дочек" около 100 млрд рублей.

Пяти компаниям списка РЖД найдут стратегического инвестора. Для одной из них - ОАО "Трансконтейнер" - через публичное размещение до 35% акций. В конце 2007 г. РЖД уже провели private placement 15% акций оператора, выручив $316-318 млн. Сейчас Европейскому банку реконструкции и развития принадлежит 9,25% акций, инвестфондам Moore Capital Management и GLG Emerging Markets Fund - по 2,5%, Troika Dialog Investments - 0,75%. IPO может пройти уже в 2010 г.

Частное же размещение акций РЖД предполагают провести для четырех своих 100%-ных "дочек" - "РЖДстрой", "Желдорреммаш", "Вагонреммаш" и Новосибирского стрелочного завода. Инвесторам будут предложены до 50% минус 2 акции этих компаний.

"РЖДстрой" занимается строительством объектов железнодорожной инфраструктуры и, как заявил в среду начальник департамента капитального строительства РЖД Алексей Тихонов, уже с 2011 г. будет участвовать в тендерах компании наравне с независимыми участниками рынка.

"Желдорреммаш" был создан на базе имущества 10 локомотиворемонтных заводов в РФ, которые ранее являлись филиалами РЖД. Бизнес-план компании при ее создании предполагал инвестиции в обновление и расширение производства в 2009-2015 гг. в размере 6,5-8,3 млрд рублей (в ценах 2008 г.). На предприятиях предполагалось увеличить мощности, освоить ремонт новых серий локомотивов, обновить производственную базу.

"Вагонреммаш" создан на базе 3 вагоноремонтных заводов в Воронеже, Новороссийске и Тамбове, занимается производством пассажирских вагонов, проводит их капитальный ремонт. Название Новосибирского стрелочного говорит само за себя.

Через сделки с акциями этих "дочек" РЖД планируют привлекать в капитал стратегических инвесторов для повышения эффективности работы компаний, сокращения издержек перевозчика, расширения рынков сбыта и получения доступа к новым технологиям. Условия отбора потенциальных инвесторов и минимальную цену размещения акций совет директоров будет утверждать дополнительно.

Чертова дюжина

Доли в 13 из 18 компаний решено продать полностью на открытых аукционах. Речь, в частности, идет о 50% акций проектной компании "Росжелдорпроект", а также по 100% минус 1 акция Петуховского ЛМЗ (Курганская обл.), выпускающего запчастей и узлы для подвижного состава, столичного завода по производству подъемников для локомотиворемонтных депо "Красный путь" и 5 вагоноремонтных заводов в Барнауле, Владикавказе, Рославле (Смоленская обл.), Саранске и Вологде.

Кроме того в списке на продажу - гостинично-туристический оператор "Евразия-Интертранс" (РЖД в нем принадлежит 51% акций), омский НИИ технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (100% минус 1 акция), а также компания "Регио Телеком-ДВ", эксплуатирующая волоконно-оптические, спутниковые и радиорелейные сети связи (51%).

О двух активах "чертовой дюжины" следует сказать отдельно. Блокирующий пакет ОАО "Рефсервис", занимающегося перевозками скоропортящихся грузов, РЖД пытались продать еще в 2008 г. (стартовая цена пакета тогда составляла 960,7 млн руб., первый шаг - 39,3 млн руб. и далее по 50 млн рублей). Однако в декабре 2008 г. аукцион по продаже блокпакета "Рефсервиса" был отменен.

В начале 2010 г. "Рефсервис" покинул его гендиректор Николай Аверков, сменивший этот пост на кресло замглавы "Трансконтейнера" по кадрам, маркетингу и тарифной политике. По сведениям источников "Интерфакса", отставка была связана со слабыми финансовыми показатели оператора (данные не раскрываются). Теперь РЖД намерены продать 100% акций "Рефсервиса" на аукционе.

Калининградский завод "Металлист-Ремпутьмаш" (г.Советск), напротив, является центром интернационального сотрудничества РЖД. Совместно с французской компанией Geismar перевозчик занимается созданием на предприятии современных путевых машин. Первые из них рассчитывает получить уже в 2010 году. Сам завод входит в группу "Ремпутьмаш" (РПМ), судьба которой пока не определена. Пресс-служба РЖД сообщила лишь, что на заседании во вторник совет директоров компании одобрил консолидацию активов РПМ, не уточнив, каких именно.

Источник в РПМ ранее сообщал агентству, что до мая 2011 г. "Ремпутьмаш" планирует консолидировать активы перед продажей до 50% минус 2 акции компании. Калининградский завод, по всей видимости, будет продаваться отдельно. Теоретически даже понятен основной потенциальный покупатель 100% минус 1 акция предприятия.

Акции каждой из 13 компании предполагается продавать единым лотом по стартовой цене, определенной непосредственно перед началом аукциона на основании отчета оценщика.

Отдельная грузовая компания

Вопреки ожиданиям экспертов, в списке на продажу "дочек" не оказалось "Первой грузовой компании" (ПГК). Источник, знакомый с деятельностью РЖД пояснил агентству, что на одобрение совета директоров вопрос о продаже акций ПГК вообще не выносился, поскольку до этого правительство РФ должно утвердить величину приватизируемого пакета перевозчика.

В начале апреля старший вице-президент РЖД Валерий Решетников заявлял, что компания рассчитывает продать контрольный пакет акций ПГК до завершения формирования другой "дочки" - ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК) - летом 2011 г. До этого же РЖД говорили о планах до 2012 г. продать лишь до 50% акций ПГК.

Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, выражая согласие с позицией ФАС и Минэкономразвития, в марте призывал решить вопрос о продаже контрольного пакета акций ПГК "к окончательному выводу ВГК" на операционную деятельность, "чтобы суммарный объем вагонов ПГК и ВГК как дочерних обществ РЖД не доминировал на рынке".

Генеральный директор ПГК Салман Бабаев ранее сообщил, что к road show для размещения акций компания будет готова уже в сентябре, уточнив, что окончательное решение о сроках сделки остается за РЖД. Стоимость оператора он оценивал в $5 млрд.

Финальный аккорд

По действующему законодательству, материалы совета директоров, касающиеся продажи акций "дочек", будут направлены на согласование в правительство РФ. Все активы получили оценки независимых оценщиков, одобренных Росимуществом.

Новости