Volkswagen в лидерах
Немецкий Volkswagen сохранил за собой лидерство на авторынке Европы в 2009 году. Он занял первое место по объему продаж. Также европейцы часто отдавали свое предпочтение автомобилям Peugeot-Citroen. Благодаря их любви к французскому автопроизводителю, последний смог остаться на втором месте рейтинга. Почетная бронза досталась американской Ford Motors.
Эксперты все чаще говорят о том, что европейский авторынок, падение которого началось в конце 2008 года, начал потихоньку приходить в себя. Начало восстановления пришлось на вторую половину минувшего года. Большую роль в этом сыграли программы по стимулированию спроса на новые автомобили, которые действовали в ряде стран Западной Европы. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (European Automobile Manufacturer's Association, EAMA), в 2009 году продажи автомобилей в Европе сократились всего лишь на 1,6%. Для сравнения: в России в 2009 году спрос упал на 49%. Всего же в течение 12 месяцев в европейских странах продали 14,5 млн машин.
Специалисты EAMA попытались выяснить, автомобили каких производителей чаще всего покупали европейцы в прошлом году. Согласно представленным данным, немецкий Volkswagen, даже несмотря на кризис, не готов расстаться со своим лидерством: в 2009 года он по-прежнему остался на автомобильном рынке Европы первым. Более того, в прошлом году германский концерн увеличил долю рынка с 20,7% в 2008 году до 21,1%, сообщает агентство Bloomberg.
Второе место по объему продаж осталось за крупнейшей автомобилестроительной компанией Франции Peugeot-Citroen. Ее доля на рынке составила 12,9%. Ранее сообщалось, что французский автогигант снизил продажи легковых автомобилей и легких грузовиков в 2009 году на 2,2% - до 3,19 млн.
Замыкает тройку лидеров американский Ford Motors. У этого автопроизводителя доля авторынка Европы составляет 10,3% при увеличении продаж на 2%.
Четвертое место в рейтинге заняли французский Renault и его румынская дочка Dacia, их доля увеличилась на 0,5 процентных пункта - до 9,2%. Автомобили американский General Motors (GM) покупали в этом году реже. В связи с чем этот автоконцерн упал в рейтинге на пятое место. Шестым, как и в 2008 году, остался итальянский Fiat. В то же время компания смогла успешно увеличить принадлежащую ей долю рынка на 0,7 процентного пункта до 8,7%.
Наименее удачным прошедший год стал для основных европейских производителей автомобилей класса "люкс" - германских Bayerische Motoren Werke (BMW) и Daimler. Их показатели по итогам года настолько слабые, что доля рынка обеих компаний оказалась меньше, чем японской Toyota, которая заняла седьмое место среди крупнейших автопроизводителей, поставляющих автомобили на рынки Европы. BMW и Daimler заняли соответственно восьмое и девятое место.
А вот Toyota, выпускающей автомобили класса "люкс" под брендом Lexus, повезло в прошлом году больше. Она, напротив, расширила свое присутствие в премиум-сегменте. Однако ее доля на общем рынке сократилась на 0,2 процентных пункта - до 5%.
В свою очередь, совместная доля BMW и Mini сократилась на 0,7 процентного пункта - до 4,9%, в то время как доля Mecedes-Benz и Smart, которые выпускаются концерном Daimler, уменьшилась на 0,6 процентного пункта - до 4,8%. Показатели этих компаний оказались не на высоте, говорит старший директор J.D. Power & Associates Питер Келли, поскольку на уровень их продаж не повлияли правительственные программы поддержки автопрома. Однако в этом году ситуация может измениться.
Тем временем, подводя итоги последнего месяца прошлого года, эксперты EAMA сделали вывод, что в декабре 2009 года продажи автомобилей в Европе подскочили сразу на 16% - до 1,07 млн единиц. Между тем, больше всего автомобилей европейцы купили себе в ноябре. В последний месяц осени продажи выросли на 26,6%. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы нивелировать спад по итогам года. Эксперты подчеркивают, что большинство европейских автопроизводителей увеличили продажи автомобилей в последние месяцы ушедшего года только благодаря государственным программам стимулирования потребительского спроса на автомобильном рынке многих стран Европы.
Однако теперь в связи с прекращением госпрограмм стимулирования с 1 января 2010 года в большинстве стран Западной Европы, некоторые аналитики, заглядывая в будущее европейского авторынка, ожидают в этом году его сокращения на 8-10%.
Редакция ИА "Финмаркет"