"Совет рынка" занялся розницей

Регулятор биржи электроэнергии - НП "Совет рынка" - вплотную приступил к формированию целевой модели "розницы". Кконцепция призвана обеспечить три ключевых момента: гарантию поставки, гарантию оплаты и конкуренцию

Москва. 16 апреля. FINMARKET.RU - Практически разобравшись с правилами долгосрочного оптового энергорынка, регулятор биржи - НП "Совет рынка" - вплотную приступил к формированию целевой модели "розницы", презентовав на прошлой неделе свое видение концепции и призвав участников отрасли к ее обсуждению.

По сравнению с прошлогодней версией концепция не претерпела сильных изменений, но в одном из наиболее спорных вопросов "Совет рынка" прислушался к мнению энергосбытов: партнерство предлагает сохранить институт гарантирующих поставщиков, хотя и в несколько ином виде.

В целом же концепция "розницы" в представлении "Совета рынка" призвана обеспечить три ключевых момента: гарантию поставки, гарантию оплаты и, естественно, конкуренцию.

Гарантия поставки

"Совет рынка", согласно его материалам, считает, что для обеспечения гарантии поставки необходимо функционирование трех механизмов. Во-первых, необходимо обязать ряд энергосбытов заключать договоры энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем. Такие сбыты, в свою очередь, должны иметь свободный доступ на оптовый рынок, чтобы незамедлительно приступать к покупке электроэнергии для нового клиента. А в-третьих (и в идеале), счет за потребление электроэнергии, выставленный таким сбытом, не должен превышать его реальные затраты.

В целевой модели "розницы", также как и в концепции переходного периода, все три аспекта одновременно присущи деятельности гарантирующих поставщиков (ГП). Однако в целевой модели розничных рынков понятие "гарантирующий поставщик" несколько трансформируется за счет уравнения ГП с остальными энергосбытами - публичными сбытами (крупными) и более мелкими.

Понятие "публичная энергосбытовая компания" "Совет рынка" вводит впервые. По классификации партнерства, публичными считаются компании, занимающие существенную долю на розничном рынке отдельного региона - например, 15% за вычетом 10-ти крупнейших потребителей. Кроме того, публичная компания должна являться участником оптового энергорынка.

Именно из числа публичных энергосбытов будет выбираться гарантирующий поставщик, а, по сути, публичный сбыт - это тот же ГП, только без функции "подхвата" потребителя (оперативное принятие на обслуживание клиента, лишившегося своего энергосбыта).

В целом же "Совет рынка" предлагает оставить тот состав гарантирующих поставщиков, который сформировался в условиях переходного периода, а перевыборы ГП в регионе проводить только в случае необходимости, то есть дефолта компании. Механизм конкурсов на статус ГП "Совет рынка" видит таким: сначала проводится непосредственно конкурс на присвоение статуса, критерием отбора в котором является предлагаемый претендентом размер средств на погашение задолженности, а если на конкурс не подано ни одной заявки, то организаторы предлагают публичным энергосбытам, действующим в этом же регионе, принять статус ГП. Если же и на этот раз ГП не назначен, то статус временно - на 1 год - присваивается территориальной сетевой компании, а по истечении срока конкурс повторяется.

Публичные энергосбыты обязаны выставить потребителям оферту на заключение договора и опубликовать цены такого договора, а также заключить контракт с потребителем, если он согласен на предлагаемые условия.

В процессе подхвата потребителей публичный сбыт, как предполагается, будет применять гарантированную цену. Такая цена может применяться ограниченный период, после чего потребитель, если он остается у гарантирующего поставщика, заключает договоры исходя из того тарифного меню, которое он предлагает как публичная компания.

Рассчитывать такую цену будет оператор оптового энергорынка до начала периода поставки. Гарантированная цена рассчитывается как прогноз цен на "опте" плюс отклонения факта от прогноза потребления за предыдущий период, плюс премия за возможные отклонения в будущем, плюс регулируемая сбытовая надбавка на компенсацию расходов на экстренный подхват потребителей.

Гарантированная цена может применяться и в иных случаях - например, при выявлении фактов бездоговорного и безучетного потребления. Она является единой для всего региона.

Тарифное меню любого публичного энергосбыта должно содержать в обязательном порядке фиксированную (объявленную) цену с обязательством поставки в оговоренный период времени, но не менее одного квартала. Компания рассчитывает фиксированную цену самостоятельно на основании пакета долгосрочных договоров на оптовом энергорынке и собственных прогнозов цен на бирже (в том числе на балансирующем рынке). Размер сбытовой надбавки в этом случае также определяется энергосбытовой компанией самостоятельно.

Конкуренция

Итак, в представлении "Совета рынка" в целевой модели на розничных рынках будут работать гарантирующие поставщики, публичные и прочие энергосбыты - субъектный состав очень схож с действующим (ГП первого и второго уровней и независимые сбыты). Однако в переходной модели уровень конкуренции минимален, так как переход от ГП к другому энергосбыту - это длительный и затратный процесс, а для мелких и средних потребителей (с присоединенной мощностью менее 750 КВА) сейчас и вовсе не существует возможности менять поставщика.

"Совет рынка" же в целевой модели "розницы" предлагает обеспечить возможность свободного перехода потребителя от компании к компании, но не чаще раза в месяц (полный период поставки и оплаты электроэнергии и мощности). При этом на начальном этапе предлагается ввести ограничения на частоту смены в зависимости от объемов потребления - например, мелкие потребители могут менять энергосбытовую компанию не чаще одного раза в квартал, а потребители-граждане - не чаще одного раза в год.

Для решения этой задачи, по мнению "Совета рынка", необходимо изменить "интерфейс", который связывает конечных потребителей розничного рынка с оптовым. Дело в том, что в настоящее время для перехода потребителя от одного энергосбыта (или ГП) к другому необходимо на оптовом энергорынке регистрировать отдельную точку поставки, что, соответственно, проблематично.

Взамен партнерство предлагает зарегистрировать единую региональную группу точек поставки (ГТП) в рамках балансовой принадлежности сетевой компании. В результате отпадет необходимость каждый раз регистрировать новую точку поставки, что заметно упростит переход от поставщика к поставщику и приведет к увеличению уровня конкуренции. При этом требования к коммерческому учету, который является одним из основных условий выхода на "опт", окажутся менее жесткими, чем сейчас. Так, в отношении крупных потребителей будет вестись почасовой учет, а по прочим предполагается применение типовых профилей.

Кроме того, такой режим участия субъектов "розницы" в оптовом энергорынке позволит территориальным сетевым компании покупать потери непосредственно на оптовом рынке.

В то же время создание единой ГТП влечет за собой логичный вопрос: кто и как будет отслеживать потребителей, переходящих от одного поставщика к другому? У "Совета рынка" двойной ответ на этот вопрос - регистратор и оператор коммерческого учета. Первый займется процессами перехода между энергосбытовыми компаниями и будет фиксировать текущее положение потребителя в системе отношений розничного рынка, а второй будет обеспечивать сбор данных коммерческого учета конечных потребителей, данных по единой ГТП, а также формировать обязательства и требования сторон на оптовом энергорынке.

Эти инфраструктурные организации, по мнению "Совета рынка", могут быть совмещены в одной, однако принципиально не в руках энергосбытов.

Гарантия платежей

Концепцию финансовых расчетов на оптовом и розничных рынках "Совет рынка" публиковал еще в ноябре 2009 года.

Тезисно она заключается в следующем: постепенный переход на предоплату с подкреплением техническими средствами контроля, введение ограничений; предоставление бюджетных гарантий за "неотключаемых" потребителей; исключение недобросовестных посредников в кратчайшие сроки; развитие системы обеспечения исполнения обязательств на оптовом рынке.

Население

Как известно, с 2011 года электроэнергия будет продаваться по свободным, либерализованным ценам, однако население вплоть до 2014 г. будет покупать ее по установленным тарифам. В целевой модели розничных рынков "Совет рынка" на весь этот период предлагает энергосбытам для покрытия спроса со стороны граждан заключить трехлетние обязательные долгосрочные договоры наподобие действующих регулируемых двусторонних контрактов.

Кроме того, партнерство предлагает для социальной защиты определенных категорий потребителей-граждан использовать "социальную норму потребления". То есть фиксированный объем потребления поставляется по субсидируемой цене, сверх этого объема - по экономически обоснованной. Механизм социальной поддержки - это целевые субсидии, которыми предполагается заменить существующую систему перекрестного субсидирования стоимости электроэнергии для населения за счет промышленных потребителей.

Мера к должникам-гражданам не будет отличаться от меры к должникам-промышленникам - отключение.

График перехода

Судя по плану мероприятий "Совета рынка", переход к целевой модели розничных энергорынков займет 4 года. Причем партнерство смотрит на перспективу разработки целевой модели чрезвычайно оптимистично: начать предполагается уже в текущем году с подготовки нормативно-правовой базы и внесения поправок в закон об электроэнергетике, а также с установления дифференцированной сбытовой надбавки (с 2011 г.).

В 2011-2013 гг. планируется "наладить" субъектный состав розничных рынков и его работу, а также всю инфраструктуру "розницы".

Полномасштабный же запуск целевой модели розничного рынка ожидается с 2014 года, когда электроэнергия для всех потребителей будет продаваться по свободным ценам при достаточном развитии конкуренции.

Остается надеяться, что практика долгого решения ключевых для энергорынка задач, непрерывно сопровождавшая обсуждения "опта", не коснется хотя бы "розницы", и "Совету рынка" удастся уложиться в им же оговоренные сроки.

Новости