Киргизия: запятую поставили там, где надо
Бакиев покинул Киргизию. Однако означает ли это, что решена некая главная проблема? Анализ политической ситуации в стране показывает, что все далеко не так просто. Репортаж корреспондента "Интерфакса" из Бишкека
Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - Итак, во фразе: "Казнить нельзя выслать" запятая поставлена правильно, после второго слова.
Как это было?
Пятнадцатого апреля вечером теперь уже бывший президент Киргизии Курманбек Бакиев вместе с внуками, а также второй и третьей женой самолетом казахстанских ВВС вылетел из Джелал-Абада в Казахстан. Разговор с Бакиевым о необходимости покинуть Киргизии велся практически с первого дня его перелета из Бишкека в Джалал-Абад, где находится его "малая родина". Он грозил оттуда, что народы южных районов страны восстанут в защиту своего президента, а если новые власти попробуют взять штурмом его дом, то, как утверждал он, "будет пролито много крови".
Угроза, как стало ясно сейчас, была явно рассчитана на международный резонанс. Он понимал, что власть потеряна, а вылететь из страны он может только с помощью давления на новые власти со стороны международных организаций и лидеров некоторых государств. Угроза подействовала. Состоялся ряд телефонных разговоров с сильными мира сего, в том числе и с премьер-министром России. Вмешалась ОБСЕ, председателем которой является президент Казахстана. Когда степень накала в Киргизии достигла предела, Бакиев дал согласие покинуть страну под защитой ОБСЕ и даже без условий обеспечить безопасность не только ему, но и всем его братьям и ближайшему окружению, о чем он говорил раньше. Вылетел только он.
Насколько тяжело далось разрешение на высылку бывшего президента лидеру временного правительства Розе Отунбаевой, говорит фраза, которую она произнесла в ответ на мое поздравление с связи с таким ее мужественным политическим решением. "Хорошо, если это (высылку - ИФ) и другие воспримут, как вы. А то ведь могут обвинить в измене. Но все равно, я убеждена, что тем самым мы смогли избежать нового кровопролития".
Одна проблема сменяется другой
Можно было предположить, что после отъезда Бакиева политическое положение в Киргизии стабилизируется, ведь оппозиция, то есть те, кто боролся с кланом Бакиева, пришла к власти. Так, да не так! Как часто бывает, власть завоевывают вместе, а получив ее, поделить не могут. Появляется оппозиция к оппозиции. И почувствовал я это еще 15 апреля.
В тот день в одном из спортивных залов Бишкека собрались на съезд так называемого движения "Народный совет" 600 делегатов. Как пояснила мне их лидер Роза Норматова, это те, кто активно в разных регионах страны боролся против клана Бакиева, не боясь ни пуль, ни тюрем. Но остались они сейчас при распределении власти как в центре, так и на местах в стороне. И потому звучат обвинения в адрес членов временного правительства в том, что те произвольно воспользовались событиями в Бишкеке и захватили руководящие посты, "приватизировав" оппозиционное поле".
В связи с этим съезд потребовал проведения нового всекиргизского курултая для принятия решения о признании или непризнании нынешнего состава временного правительства. Кроме того, они требуют отменить решение о роспуске старого парламента, с тем, чтобы он работал до выборов нового, то есть до октября. Роза Норматова высказала даже уверенность, что "если бы съезд проходил на улице, а не в закрытом зале, то их было бы еще больше. Но это было бы чревато новыми беспорядками.
Не так поделили пирог власти?! Знакомые нотки. И мы в XX веке не раз проходили это.
Кроме этого движения, есть и еще одно пользующееся популярностью – движение Народных дружин. Это 2,5 тысячи активных молодых людей, которые завоевали уважение и авторитет, когда в период недавних беспорядков стремились организовать защиту жизни и собственности рядовых граждан. Подчеркнем: не имущества бакиевцев, а именно рядовых граждан. Они тоже недовольны тем, что временное правительство не стремится к союзу с ними и не опирается на них.
Не исключено, что оба эти движения превратятся в политические партии и смогут получить поддержку населения. Есть и другие обиженные силы, в том числе религиозные. Они стремятся участвовать в формировании власти как в центре, так и на местах. Не будем забывать при этом, что в действующей Конституции Киргизия не определяется как светское государство, хотя и нет определения мусульманской принадлежности. Но исправить это еще можно в период обсуждения Конституции. Но в какую сторону пойдут исправления? Может быть, лучше оставить все как есть?
Эпилог
Противоречия между старой и новой оппозицией неизбежно скажутся на общей политической ситуации в стране в самое ближайшее время. Местные политологи считают, что избежать серьезных внутриполитических проблем можно путем создания коалиционного Временного правительства. В нем должны принять участие политические партии и движения, отражающие весь спектр политических сил страны.
В принципе, подобная возможность планируется в рамках нового парламента, выборы в который пройдут в конце октября. Но за это время столько может воды утечь. А с водой, как говорит другая пословица, можно и еще кое-что важное и нужное выплеснуть.
Корреспондент Вячеслав Терехов