Больше копить, меньше тратить
Больше копить и меньше тратить, покупать экологичные продукты и товары секонд хенд. Такие привычки становятся все более популярными среди европейских потребителей согласно исследованию Observatoire Cetelem 2010
Москва. 16 апреля. FINMARKET.RU - Кризис кардинально поменял потребительские привычки в Европе, считают сами европейцы. Население здесь все больше намерено копить, и все меньше тратить. Вместе с тем у покупателей вырабатывается новая культура потребления - граждане обращают все больше внимания на экологичность продуктов. Кроме того, европейцы все чаще не гнушаются приобретать товары б/у. Такие результаты показало исследование Observatoire Cetelem (подразделение BNP Paribas) в 2010 году.
Исследование проводилось в 12 крупнейших европейских странах: в Германии, Бельгии, Испании, Франции, Венгрии, Италии, Польше, Португалии, Чехии, Великобритании, России и Словакии.
Россияне - лидеры по оптимизму
Доходы населения России отнюдь не самые высокие в Европе, однако, граждане РФ смотрят в экономическое будущее своей страны с наибольшим оптимизмом среди европейцев. Оценивая общую ситуацию в своей стране в настоящее время и в ближайшем будущем, они из 10 возможных баллов поставили 5,6 баллов. В том году Россия также лидировала по оптимизму, получив оценку в 5 баллов.
Второе место по оптимистичности занимают британцы (5,1 балла в этом году против 4,5 в прошлом). Далее следуют Бельгия и Германия, набравшие по 4,9 балла.
Самый низкий уровень потребительских настроений согласно исследованию - в Венгрии (3,1 балла) которая и до кризиса испытывала финансовые сложности. При этом средняя оценка ситуации по европейским странам выросла за год до 4,5 против 4,2. За исключением Бельгии, где настроения остались на том же уровне, в остальных странах зафиксировано улучшение настроений.
Копейка рубль бережет
Впрочем, несмотря на рост оптимизма, европейцы все больше намерены копить, и все меньше - тратить свои сбережения. В среднем по 12 странам намерения увеличить свои сбережения в 2010 году выросли до 34% с 22% в 2009 году. В России намерения копить особенно резко возросли: до 63% в этом году по сравнению с 22% в прошлом.
Увеличивать свои расходы при этом планирует в среднем 53% европейцев, тогда как годом ранее таких "расточительных" граждан насчитывалось 65%. Особенно резко охота увеличить траты снизилась в Германии (с 82% до 40%). В России снижение составило 8%.
Тем не менее, в некоторых странах намерения увеличить расходы выросли - в Венгрии, Чешской Республике и Словакии.
Что касается соотношения между планами тратить и потреблять, то, как отмечается в исследовании, впервые за 10 лет намерения сберегать преобладают в 4 крупнейших странах: Испании, Франции, Италии и Португалии. В России в 2009 намерения сберегать оказались равны намерениям тратить.
Впрочем, увеличить потребление в Европе помогут пенсионеры. Сегодня пожилые пары часто получают две полных пенсии, они располагают в избытке свободным временем и более высокой покупательской способностью, говорится в исследовании. И если десять лет назад пожилые потребляли 7% меньше, чем были бы должны в соответствии с удельным весом в общей численности населения, отныне они потребляют в среднем на 7% больше.
При этом европейское население быстро стареет. К 2020 году 27% населения Франции, 30% населения Германии и 22% - России будут старше 60 лет.
Новая культура потребления
Две трети европейцев (64%) считают, что кризис кардинально изменил их поведение как потребителей. Среди россиян так считает почти три четверти (72%) человек.
Вместе с тем, у потребителей в Европе появляются новые привычки. Так, всё больше покупок совершается с учётом экологических факторов. Правда, по этому направлению Россия пока отстает.
В среднем по Европе 63% граждан практиковали использование переработанной бумаги (в нашей стране пока только 43%). Экологическое оборудование с целью экономии энергии и воды дома использовали 40% европейцев (29% россиян). Биопродукты покупали в среднем 38% европейцев против 30% россиян, товаров местного производства с целью сэкономить на топливе 45% против 37%.
Кроме того, 32% европейцев отказывались от неэкологичного транспорта (к примеру, поезд вместо самолета) (в России таких 21%). Еще 10% в Европе и всего 2% в России покупали "экологичные" автомобили.
В то время как потребление экологически чистых продуктов стало ежедневной практикой почти для 40% европейцев, нельзя сказать то же самое о "справедливых" покупках (покупка товаров у малых производителей, социально ответственные покупки).
И натуральные, и "справедливые" продукты отличаются тем, что они дороже обычных. Поэтому потребителю приходится платить больше, чтобы позволить их себе, в обмен на это они делают комфортным жизнь самих потребителей (в случае биопродуктов) или других людей (продукция малых производителей). Сравнение этих двух видов продукции ясно показывает, что если европейцы готовы платить больше за то, чтобы сделать благоприятным свое существование (38%), то гораздо меньший процент людей готов платить за то, чтобы сделать то же самое для других (только 10%). Этот результат идентичен во всех странах, где проводилось исследование.
Даешь б/у товары
Эра ненасытного, "одноразового" потребления, похоже, подошла к концу. Эта тенденция сопровождается настоящим взлетом рынка товаров, бывших в употреблении.
Потенциально рынок подержанных товаров может охватить все секторы потребления. Пока среди наиболее востребованных на вторичном рынке групп товаров - товары культуры (книги, CD, видеоигры), автомобили, одежда и игрушки. В России, однако, к товарам секонд хенд относятся со значительным предубеждением.
Товары культуры "из вторых рук" в среднем по Европе покупали 39% населения, в РФ - 20%; автомобили - 30% в среднем против 18% в нашей стране; одежду - 27% против 13%; игрушки - 22% против 9%.
При этом 57% европейцев считают, что, приобретая подержанные товары, рискуют быть обманутыми, такое же количество опрошенных считает, что это "хороший способ покупать более качественные вещи". Для половины опрошенных это способ покупать больше. Русские, испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок: риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы (67% в России).