Киргизия: казнить нельзя, выдворить…
Что происходит в Бишкеке, о чем говорят простые люди на улицах, хотят ли они крови Бакиева? Кто те люди, которые готовы защищать свергнутого президента? Ответы на эти вопросы в специальном репортаже корреспондента "Интерфакса" из Бишкека
Бишкек. 15 апреля. INTERFAX.RU - "Народ не позволит Бакиеву спрятаться за иммунитетом". Эти слова были первыми, которые я услышал, выйдя ночью из аэропорта в Бишкеке. Они произнесены таксистом. Еще через несколько часов другой его коллега повторил практически ту же мысль. Стало ясно, что главной проблемой, которая волнует Бишкек сейчас (да и не только Бишкек), это то, как "достать Бакиева и привезти его в столицу". Этот вывод подтвердила и пресс-конференция председателя временного правительства Розы Отунбаевой и помощника госсекретаря США Роберта Блэйка.
Один вопрос, разные ответы
Значительная часть вопросов местных журналистов, заданных Розе Отунбаевой после этих переговоров, касалась судьбы бывшего президента Курманбека Бакиева. Так как вопросы на эту тему звучали по-разному, то и ответов было несколько и отнюдь не однозначных.
Первый ответ: "В соответствии с Конституцией, у Бакиева есть иммунитет, но народ и нация не позволят ему прикрыться иммунитетом. Он должен прибыть в Бишкек и отвечать перед судом".
Через некоторое время ответ звучал так: "Переговоров с ним не будет. Но есть ряд международных организаций, как ООН, ОБСЕ, ЕС и другие, которые хотели бы помочь в решении этой проблемы".
Еще через несколько минут речь уже шла о возможности переговоров, но, как я понял из ее слов, нельзя исключить создание комиссии для переговоров. Однако тут же было сказано: "Пока неясно, кто в нее войдет, каковы полномочия и цели этого возможного органа".
Судя по высказываниям некоторых членов правительства и военачальников, под контролем у Бакиева около пятисот боевиков плюс часть местных жителей с его "малой родины" под Джалал-Абадом. И родственники. Так что много крови, как обещал Бакиев в случае штурма, вряд ли можно ожидать. Но пойти на этот резкий шаг новые власти не явно решаются из-за возможного международного резонанса. Неслучайно помощник госсекретаря США Блэйк после переговоров с Отунбаевой странно объяснял журналистам, что его правительство выступает "за соблюдение законности и уважение прав человека".
Учитывая явные колебания новой власти в отношении Бакиева, эти слова, конечно, являются непрозрачным намеком и, думаю, не только в сторону свергнутого президента. Стоял американский дипломат прямо напротив четырех портретов у здания министерства обороны (бывшее здание правительства, разграбленное, а внутри все поломано) бывших министров обороны Киргизии, а пятого, последнего портрета не было. На этом месте висели лишь клочья. Что это значит? Попадись в руки народа этот генерал, объяснять американскому дипломату, что могло с ним случиться, думаю, не надо.
Изолировать. И все
Новые власти, по-моему, все же решили пойти по пути изоляции Бакиева от жителей южных провинций (Бакиев – южанин, а в таком клановом государстве как Киргизия это много значит). В сторону трех южных провинций, где находится Бакиев и сотоварищи, направлена и военная колонна (несколько автомашин). Туда же поехал и вице-премьер временного правительства Бекназаров, курирующий силовые структуры. Он должен быть там уже сегодня, но, как здесь говорят, по каким-то личным причинам не доехал до места назначения. Вероятно, приедет завтра. Военные, якобы, имеют цель лишь перекрыть пути из Джалал-Абада в Ош, куда направляется Бакиев для проведения там многотысячного митинга в свою поддержку. И Бекназаров тоже должен там организовать митинг, но в поддержку новой власти. Не исключено, что он на неофициальной, а, может, и закрытой встрече поговорит с Бакиевым.
Так это или нет, сказать пока невозможно.
Если новая власть все же решила повернуть мнение южан в свою пользу, это хорошо и возможно. Как мне объяснили мои киргизские коллеги, южный (бакиевский) регион – это три провинции: Баткен, Джалал-Абад и Ош. В Баткене люди жили и живут очень бедно и им, по их словам, по сути все равно, кто правит в Бишкеке. Значит, воевать не станут, а слушать, что пообещает новая власть, пойдут – вдруг что-то хорошее пообещают? Джалал-Абад – родина Бакиева и защищать станут, но природа человека так устроена, что долго в таком состоянии напряженного ожидания люди не продержатся. Остается Ош. За нее и будет идти политическая и психологическая борьба новой власти со старой.
Новый вид киргизского веселья
Люди на улицах Бишкека тоже ожидают, как будет решаться судьба Бакиева. "Бакиев обвинял Акаева в семейственности. А что делает эта его семейка – все братья и сыновья!? Судить его надо, судить!" Это отрывок из моего разговора с обычным гражданином на улице. Но есть и более грозные фразы в адрес Бакиева. Они-то и внушают опасение возможности новых беспорядков, а прозвучали они сегодня на небольшом митинге. Участвовали в нем человек 100-150. Его участники - в основном молодежь лет двадцати. В их рядах был только один взрослый, на вид 50-летний хорошо одетый гражданин. Объяснял он прохожим и журналистам, но громко, так, чтобы слышали остальные, что народ "требует вернуть Бакиева в Бишкек и передать народу, чтобы сам народ решил судьбу диктатора". Самосуд что ли? Глаза ребят горели. Один киргизский коллега, который мне все это переводил, прокомментировал. И комментарий его был для меня страшен. "Понимаете, - сказал он, - самое ужасное, что за последние пять лет у молодежи создалось мнение, что можно создать нестабильность в стране и пограбить. И ничего им за это не будет!". Новый вид киргизского веселья, - с усмешкой сказал он. "Вот о чем сейчас должны думать власти", - подытожил он свой комментарий.
А теперь о месте этого митинга. Он проходил перед зданием министерства обороны, где и проходили киргизско-американские переговоры. Случайно выбранное место? Не верю, но опыт подсказывает, что это неслучайно. И требовали молодые мстители, чтобы вышла к ним сама Роза Отунбаева. "Пусть объяснит народу!" - кричали они. Новые крики? Не хотелось бы.
Корреспондент Вячеслав Терехов