По волнам моей памяти

Бельгийский режиссер Жако Ван Дормэль своими методами работы больше всего напоминает Алексея Германа - его новый фильм "Господин Никто" зрители ждали 14 лет. Спешим обрадовать вас - ожидание не было напрасным

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - Нью-Йорк, 2092 год. Все бессмертное население Земли увлеченно следит за реалити-шоу из нью-йоркского госпиталя, в котором единственный, неизвестно как выживший, человек старой формации доживает свой последний 118-й год, попутно пытаясь вспомнить всю свою прошлую жизнь. С этим у него возникают некоторые проблемы: он путает имена, даты, места, где происходили события, создается впечатление, что старик прожил три различные жизни одновременно. Но мистер Никто, как его называют в больнице, только посмеивается над скептицизмом своих собеседников. Он-то знает, что не только его рассказ, но и сами слушатели это не более, чем выдумка девятилетнего мальчика из 1984 года, перед которым в данный момент встал непростой, и, наверное, самый важный выбор в жизни, от которого будет зависеть будущее всего человечества.

"Господин Никто" - новый фильм бельгийского режиссера Жако Ван Дормэля, известного своей неторопливостью в съемке картин. Перерывы между выходом фильмов Ван Дормэля настолько велики, что многие вообще успевают забыть о существовании этого режиссера. Тем не менее, каждая его работа становится безусловным событием в мире кино, и "Господин Никто", кропотливый процесс создания которого длился около 14 лет, не стал исключением - его витиеватый сюжет в купе с не менее сложной формальной стороной наглядно демонстрируют безграничные возможности киноязыка, сравнимые буквально с языком настоящим, о чем много раз говорил семиотик Юрий Лотман.

В "Господине Никто" главный герой вспоминает самый важный момент своей жизни - момент расставания родителей, время, когда ему самому нужно было решить с кем остаться - с отцом или матерью. И именно отсюда начинается расслоение линейного повествования, появляются две отдельные ветви рассказа, из которых начинают расти еще ветви, из этих вырастают другие веточки, из них еще, и так до бесконечности. Строение фильма Ван Дормэля кардинально отличается от привычной трехчастной структуры - его герой переживает одновременно несколько завязок, кульминаций и развязок, не говоря уже о том, что каждая из этих составляющих имеет свои собственные три части драмы. Режиссер добивается немалого успеха в визуальном воплощении этой концепции и часто его методы больше походят на видео-арт, нежели на привычные приемы кино. Из ныне действующих кинохудожников его можно сравнить разве что с Чарли Кауфманом и Мишелем Гондри, более других поднаторевших в визуализации путешествий в сознание людей. И, надо признать, на сегодняшний день Жако Ван Дормэль занимает не последнее место в этом списке.

Роль господина Никто исполнил Джаред Лето, известный смелыми экспериментами над своей внешностью - достаточно вспомнить его роль Марка Чэпмена, убийцы Джона Леннона, в фильме "Глава 27", для которой он набрал в весе более 30 килограмм. Здесь Лето можно увидеть как в роли молодого героя, так и в роли 118-летного старика. Одну из его партнерш сыграла Диана Крюгер, звезда недавних "Бесславных ублюдков" Квентина Тарантино, а роль отца исполнил Рис Айфэнс. Как видите, кастинг "Господина Никто" также нельзя назвать тривиальным.

Обозреватель Артем Ушан

Новости