Волной и наклейкой по мигалке
Автовладельцы намерены объявить войну мигалкам и готовят всероссийскую акцию протеста против использования чиновниками спецсигналов
Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Федерация автовладельцев России (ФАР) со вторника планирует начать всенародную акцию против права преимущественного проезда чиновников. "С завтрашнего дня мы начинаем подготовку всероссийской акции протеста против использования чиновниками спецсигналов", - сообщил в понедельник "Интерфаксу" лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев. По его словам, активисты движения будут раздавать листовки и наклейки с лозунгами "Слуга народа - снимай мигалку" и "Мигалки - позор для России" в местах скопления автомобилистов: в автоклубах, в дилерских автоцентрах, на перехватывающих парковках и возле торговых центров.
"До конца текущей недели мы подготовим письмо с аргументами необходимости отмены спецсигналов для персональных машин госструктур, не имеющих ведомственной раскраски, и направим его в Госдуму и Общественную палату РФ с просьбой поддержать инициативу", - сказал представитель ФАР. Полученные ответы, отметил он, в свою очередь, планируется приложить к официальному обращению к руководству страны с предложением о внесении соответствующих изменений в законодательство РФ.
Ранее Канаев заявил "Интерфаксу", что ФАР готовит акцию протеста против права преимущественного проезда чиновников, в связи с тем, что "общественное недовольство повсеместным пренебрежением безопасностью на дорогах такими автомобилями достигло уже своего пика". По его словам, одним из элементов акции с рабочим названием "Слуга народа - снимай мигалку!" будет так называемая "живая волна" - сигналы клаксонов, которыми предлагается сопровождать машины с VIP-персонами в случае их выезда на встречную полосу.
"Агитацию к участию в акции, которая стартует сразу после пасхальных праздников, будут проводить все региональные отделения ФАР более чем в 50 городах России", - отметил Канаев. Кроме этого, по его словам, федерация намерена провести ряд массовых мероприятий с соответствующими лозунгами.
Это уже далеко не первая попытка автолюбителей привлечь внимание общественности к проблеме использования мигалок. Так, в феврале этого года ФАР провела в Москве серию пикетов против использования чиновниками мигалок на машинах и перекрытия движения для их проезда.
Как рассказал "Интерфаксу" лидер московского отделения ФАР, "до десяти" активистов федерации на протяжении недели ежедневно располагались в районе Триумфальной арки на Кутузовском проспекте - основном маршруте следования VIP-персон из поселков на Рублевском шоссе в центр города.
Лозунги демонстрантов гласили: "Депутат, сними мигалку!" и "За равенство на дорогах", а акции проводились по утрам с 8:30 до 9:30. Кроме того, по словам представителя ФАР, с 8 по 12 февраля была запланирована аналогичная акция возле здания Госдумы РФ на Охотном ряду.
Проблема "мигалок"
Тема преимущественного проезда по дорогам России периодически вызывает широкую дискуссию в обществе. Три года назад, в соответствии с указом президента РФ, число машин, оборудованных спецсигналами, было сокращено с 7,5 тыс. до 997. Кроме руководства страны, первых лиц министерств и федеральных ведомств мигалки теперь могут использовать только автомашины пожарных служб, "скорой помощи" и правоохранительных структур.
Также были упразднены так называемые "флаговые" регистрационные знаки (имеющие помимо буквенно-цифровой комбинации символ российского флага) персональных авто чиновников федерального уровня.
Как сообщалось, в декабре 2006 г. правительство РФ утвердило перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные свето-и звукосигнальные устройства.
В соответствии с документом, общее число таких транспортных средств составляет 977 по всей России. Из них к администрации президента относятся 50 автомобилей, к ФСБ России - 230, к ФСО - 150, к Генпрокуратуре - 65, к Минобороны - 20, к Госдуме - 12, и к Совету Федерации - 6 машин. Позже в перечень вносились изменения, связанные с сокращением квот на спецсигналы в некоторых ведомствах или упразднением самих ведомств. Однако эти обстоятельства не изменили существенно общее количество спецсигналов.
В марте 2007 г. Госдума отклонила две законодательные инициативы, направленные на ограничение использования специальных световых и звуковых сигналов на автомобилях чиновников. В одном из вариантов, представленных фракцией "Справедливая Россия", предлагалось ограничить использование спецсигналов только теми службами, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности граждан, - "скорая помощь", пожарная охрана, МЧС и оперативные службы.
По мнению разработчиков законопроекта, должностные лица органов госвласти не должны пользоваться подобными преимуществами на дорогах, поскольку игнорируют правила дорожного движения, порождая пробки и создавая аварийные ситуации. Кроме того, указывали авторы документа, нередки случаи, когда такого рода преимуществами злоупотребляют, получая или покупая данное право, крупные бизнесмены и криминальные авторитеты.
В феврале этого года главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов высказал мнение, что проблема, связанная с установкой спецсигналов на автомобилях, в нормативном плане в России полностью разрешена. "В нормативном плане проблема "мигалок" полностью урегулирована: есть указ президента, в котором черным по белому написано, на какие транспортные средства устанавливаются световые и звуковые спецсигналы, есть постановление правительства, предусматривающее их количественные критерии", - заявил он в интервью "Интерфаксу". По его словам, служба Госавтоинспекции со своей стороны обязана осуществлять контроль за использованием проблесковых маячков, "что сегодня и делается".
"Наши сотрудники останавливают водителей, проверяют регистрационные документы, в которых должна находиться отметка о разрешении на использование спецсигнала", - подчеркнул главный государственный инспектор безопасности дорожного движения. Он добавил, что каких-либо специальных рейдов ГАИ проводить не планирует - "контроль осуществляется в режиме повседневной деятельности". "В Москве, где сосредоточено большое количество органов власти, может быть, действительно возникает ощущение, что "мигалок" меньше не стало. В регионах картина совершенно иная", - заключил Кирьянов.
Стоит отметить, что летом прошлого года в Совете Федерации рассчитывали на то, что правительство поддержит законопроект о запрете на свободную продажу звуковых спецсигналов и проблесковых маячков. Как сообщил "Интерфаксу" бывший глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров, разработанный им соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, и был рассмотрен правительством.
"Сегодня любой гражданин может спокойно купить себе мигалку или крякалку, и если на мигалку сотрудник ГИБДД может потребовать у водителя разрешение, и ее обнаружить несложно, то "крякалки", как правило, спрятаны, и сразу найти их трудно", - пояснил сенатор. Такие водители, по его словам, в потоке ведут себя дерзко и начинают терроризировать окружающих, подавая бесконечный спецсигнал с требованием освободить дорогу.
"У нас же есть запрет на свободную продажу оружия. Здесь мы предлагаем сделать то же самое. В законопроекте четко разграничиваются спецустройства для подачи звуковых и световых сигналов", - подчеркнул Федоров, высказав мнение, что с принятием этого законопроекта существенно снизится число нелегально установленных мигалок и спецсигналов. Как рассказал сенатор, в свою бытность главой ГИБДД он пытался бороться с незаконными мигалками. "Сегодня это уже вопрос престижа на дорогах, поэтому каждый пытается обзавестись этими символами", - отметил Федоров. Он отметил, что в настоящее время в соответствии с правительственным постановлением в стране ездить с мигалкой может не более тысячи автомобилей, при том что еще несколько лет назад число машин со спецсигналами могло официально составлять 7,5 тыс. "В реальности же в настоящее время владельцев нелегальных мигалок несколько тысяч", - добавил Федоров.
Помимо этого в прошлом году на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения было принято решение подготовить предложения по введению уголовной ответственности за неправомерное использование спецсигналов на дорогах.
"Члены комиссии поручили соответствующим ведомствам подготовить предложения о введении уголовной ответственности за неправомерное использование спецсигналов и ужесточении законодательства в этой области", - сообщила пресс-служба правительства. В документе отмечалось, что участники заседания Комиссии, которое провел первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, подчеркнули "необходимость строгого регламентирования передвижения транспорта со спецсигналами". Кроме того, особое внимание в ходе заседания было уделено безопасности пассажирских перевозок.
"Учитывая сложную дорожную ситуацию, особенно в крупных городах, было принято решение совместно с субъектами РФ проработать вопрос о введении отдельных полос движения для общественного транспорта, а также подготовить соответствующие нормативные акты для внесения в них изменения - такая работа должна быть завершена уже к концу года", - говорится в пресс-релизе.
Своими силами
В целом, автолюбители, не дожидаясь помощи верхов самым различными способами пытаются бороться с произволом на дороге, который устраивают обладатели мигалок. Так, многие фотографируют или снимают на видео подобные факты нарушения правил дорожного движения и выкладывают эти материалы в Интернет. Одним из самых резонансных видео за последнее время стал ролик, повествующий о событиях, произошедших 31 марта этого года. Его выложил в Сеть Андрей Хартли, который ехал по Кутузовскому проспекту в крайнем левом ряду в сторону области. Неожиданно ему навстречу выехал представительский автомобиль BMW 745 с номером вип-серии АМР и мигалкой на крыше.
Однако вместо того чтобы пропустить машину, Андрей взял камеру, вышел к автомобилю и попросил пассажира BMW представиться. Тот отказался, а спустя несколько секунд к Хартли подбежал водитель представительского автомобиля и с оскорблениями попытался остановить видеосъемку. Видя это, из машины, стоящей в пробке на встречной полосе, вышел мужчина и заступился за Хартли, после чего водитель BMW сел обратно в машину и уехал. Все это прекрасно видно на видео.
Выложенный ролик под заголовком "Чиновник на встречке" моментально разлетелся по рунету. В комментариях люди безоговорочно поддержали Хартли.