Не время расширять "утиль"

Программа утилизации старых автомобилей еще не совсем обкатана, поэтому власти пока не планируют ее расширять. Премьер-министр Владимир Путин считает, что сперва надо закончить начатое, а уж потом принимать решения. В целом опыт получился удачный и приблизил автопром к горизонтам успеха

Новосибирск. 8 апреля. FINMARKET.RU - Программа по утилизации автохлама оказалась действенной, признал премьер-министр Владимир Путин. Несмотря на некоторые шероховатости на пути ее реализации, перед российским автопромом замаячили горизонты, к которым он должен выехать, в том числе и за ее счет. Вопрос, будут ли власти и дальше мостить для автопрома дорогу из бюджетных денег, продлевая действие программы по утилизации старых авто, пока остается открытым. Но есть риск, что с ее закрытием спрос может вновь упасть.

Правительство РФ пока не планирует расширять программу утилизации старых автомобилей, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин при посещении одного из автосалонов в Новосибирске.

"Мы ее (программу) только начали, поэтому о продолжении пока говорить рано", - заявил В.Путин журналистам. Премьер отметил, что для начала необходимо "закончить то, что намечено, отработать механизмы реализации программы".

Таким образом глава правительства дал ответ (правда, пока не окончательный) на вопросы и пожелания по части ее продления.

То, что заложенных в программе льгот на всех страждущих не хватит, было ясно изначально. Ваучер в размере 50 тыс. рублей на покупку автомобилей отечественного производства при сдаче подержанного автомобиля на утилизацию могут получить только владельцы машин старше 10 лет. В России насчитывается 14 млн владельцев таких автомобилей. Однако в рамках программы утилизации на выпуск ваучеров предлагается направить 10 млрд рублей, что составляет 200 тыс. ваучеров.

Как, в частности, отмечал глава Минпромторга РФ Виктор Христенко, по пессимистичным прогнозам около 17% автовладельцев воспользуются программой, по оптимистичным - более 33%. "В любом варианте это в 10-20 раз больше, чем есть тот ресурс, которым мы располагаем", - признал глава Минпромторга.

Особенно радовался программе глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров и даже позволил себе помечтать о ее продлении. "Первый раз за полтора года объем продаж за месяц (за март продажи выросли на 13%) превышает показатель за аналогичный период прошлого года", - отмечал успехи программы глава автозавода и надеялся, что увеличение объема продаж в связи с действием программы позволит существенно увеличить объемы производства.

При этом, как подсчитывал И.Комаров, в течение 3-4 месяцев все лимиты по программе (200 тыс. машин) будут выбраны. Для таких прогнозов есть все основания. Минпромторг на начало апреля выдал почти 35 тыс. сертификатов об утилизации старых автомобилей, а заявок на участие в программе получил в пять раз больше.

Программа вызвала живой интерес и у смежников. На днях о своем желании получить аналогичную программу (с компенсацией в 100-150 тыс. рублей за подержанные грузовые автомобили) заявили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Идею уже поддержал вице-премьер РФ Сергей Иванов.

Программа явно удалась, что и отметил Владимир Путин. Премьер сообщил, что на данный момент по программе продано почти 13 тыс. автомобилей и выдано 40,5 тыс. сертификатов. На "АвтоВАЗе" в связи с возросшим спросом запустили дополнительное производство, и его рост составил 13%. На столько же вырос и объем продаж.

"В целом результат, который мы хотели, замаячил на горизонте", - добавил В.Путин.

По оценкам аналитиков, программа может обеспечить до 12% суммарного спроса на новые автомобили в РФ в этом году.

Но с окончанием программы автопром может снова съехать в кювет. Как отметил В.Путин, правительство перед ее стартом изучало зарубежный опыт, в котором были как плюсы, так и минусы.

"Я разговаривал с некоторыми иностранными коллегами. В чем они видят минус - в том, что как только государство снимает льготу, резко падает спрос на автомобили", - сказал В.Путин.

В целом, по словам главы правительства, программа по утилизации, запущенная 8 марта, заработала, однако пока не совсем так, как хотело бы правительство.

"Этот процесс должен быть везде такой, как здесь, в Новосибирске. К сожалению, в некоторых городах люди сталкиваются с проблемами: это несвоевременное, утомительное снятие автомобилей с учета, очереди в дилерских центрах, а порой и создание искусственных очередей", - сказал В.Путин.

Ранее глава Минпромторга Виктор Христенко не исключал, что в ходе реализации программы будут нестыковки, трудности и вопросы, связанные с нормативным сопровождением, но министерство будет чутко относиться ко всем нюансам." Это - светлая цель, сделать это белое пятно в нормативном сопровождении утилизации автомобиля заполненным и расцвеченным", - обещал министр. Пока, судя по замечаниям премьера, белые пятна остались.

В ходе посещения автосалона премьер пообщался с жителями города, которые решили принять участие в программе утилизации старых авто и покупке новых машин со скидкой. В целом, посетители автосалона положительно оценили ход реализации программы и заявили, что никаких проблем со снятием с учета старых авто и покупкой новых машин у них в этом салоне нет.

Среди посетителей автосалона было несколько мужчин пенсионного возраста. С одним из них В.Путин даже захотел проехать на новой "Ниве", которую пенсионер купил, сдав в утиль автомобиль "ГАЗ" 1966 года выпуска. Такое желание премьера, судя по всему, стало неожиданностью для сопровождавших его лиц, некоторые из которых даже выразили опасение относительно того, насколько безопасно водит машину пенсионер.

В ответ В.Путин спросил пожилого автовладельца, какой у него водительский стаж. "Я за рулем 65 лет", - ответил тот. "Вот видите, это больше, чем вам лет", - сказал Путин, обратившись к одному из сопровождавших.

В соответствии с постановлением правительства РФ, 8 марта стартовала программа утилизации старых автомобилей. Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль, покупают новый из перечня, утвержденного Минпромторгом России со скидкой в 50 тыс. рублей. Продлится программа до 1 октября.

В перечень дилеров, заявленных автопроизводителями, входит более 1,5 тыс. торговых организаций из 74 регионов. На сегодня активно работают 614 дилеров в 123 городах 71 региона России. В перечень пунктов утилизации входят 104 организации из 46 регионов.

Новости по теме

Утилизационный рывок "АвтоВАЗа"

Новости