ЦБ атакует холдинги
ЦБ РФ будет осуществлять надзор не только за банками, но и банковскими группами и холдингами в целом. Такие поправки в действующее законодательство подготовил Минфин. По замыслу авторов законопроекта, расширение полномочий ЦБ улучшит качество банковского надзора
Москва. 8 апреля. FINMARKET.RU - Минфин РФ разработал поправки к федеральным законам "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ (Банке России)", которые серьезно расширяют полномочия главного банка страны по надзору за банковскими группами и холдингами.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, размещенному на сайте Минфина РФ, принятие поправок будет способствовать повышению качества управления рисками в банковских группах и холдингах, повышению эффективности банковского надзора. Кроме того, принятие законопроекта позволит заинтересованным пользователям получать более полную и достоверную информацию о деятельности банковских групп и холдингов для принятия обоснованных экономических решений.
В поправках предлагается уточнить понятие банковского холдинга, ориентировав его на преобладание доли банковской деятельности в общем спектре направлений бизнеса его участников, а также включить в состав банковской группы юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, деятельность которых прямо или косвенно контролирует кредитная организация.
Действующая редакция закона "О банках…" довольно размыто определяет понятие банковского холдинга и банковской группы. Поправки же четко определяют, какие объединения подпадают под понятие банковской группы и банковского холдинга. Например, банковским холдингом считается не являющееся юрлицом объединение юрлиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящихся под прямым или косвенным контролем либо существенным влиянием юридического лица (не являющегося кредитной организацией) при условии, что доля банковской деятельности в деятельности объединения составляет не менее 40% (методику расчета будет определять Банк России). Поправки четко определяют, что считать прямым контролем, прямым существенным влиянием, а также косвенным контролем и косвенным существенным влиянием. Причем указывается, что косвенные контроль и существенное влияние могут осуществляться и через родственников.
Законопроект уточняет полномочия ЦБ в отношении осуществления процедур надзора за банковскими группами и холдингами на консолидированной основе. В частности, предполагается закрепление за Банком России права на определение методики расчета собственных средств (капитала) банковских групп и холдингов, установление обязательных нормативов деятельности банковских холдингов, проведение проверок банковских групп и холдингов и применение мер воздействия к банковским группам за нарушения, выявленные в их деятельности, а также инициирование надзорных действий по отношению к банковским холдингам со стороны уполномоченных надзорных органов. Законопроект предписывает головным организациям банковских холдингов и головной кредитной организации банковской группы уведомлять ЦБ РФ об образовании банковской группы или холдинга. Кроме того, законопроект уточняет состав форм индивидуальной отчетности кредитных организаций и формы консолидированной отчетности банковских групп и холдингов.
Также законопроект уточняет статьи, в которых определяется риск на одного заемщика. Максимальный размер риска на одного заемщика не может превышать 25% размера собственных средств кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга), а максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо не может превышать 20% капитала кредитной организации. Кроме того, в законопроекте предлагается законодательно закрепить основы взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти при осуществлении надзора за деятельностью банковских групп и холдингов.
Минфин готовил законопроект с учетом мнения ЦБ, пишет в четверг газета Ведомости со ссылкой на высокопоставленного сотрудника регулятора. "Мы вынуждены переходить к консолидированному надзору за банковскими холдингами, некредитные организации, входящие в них, могут довести банки до отзыва лицензии", - объяснил он. Тенденция предоставления банками кредитов структурам своих акционеров усилилась в кризис, и зачастую, если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, нет возможности оценить рискованность его операций, отметил он. Издание напоминает, что именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка "Союз" осенью 2008 года составляла 27% (при нормативе риска на одного заемщика 25% - Финмаркет). А банк "Тарханы" разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел. Другая цель законопроекта - улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика, добавил представитель ЦБ. Банки используют фирмы-"прокладки" и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для "связанных" компаний до 20% собственного капитала, отмечает издание.
По состоянию на 1 января 2010 года в состав 165 банковских групп и 32 банковских холдингов, действующих на территории РФ, входили 255 кредитных организаций, доля активов которых в совокупных активах российского банковского сектора составляла 87%. В состав 41 группы входят две и более кредитные организации, 124 группы сформированы из одной кредитной организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех группах преобладает банковская деятельность.
Атака уже началась
Хотя поправки, расширяющие полномочия ЦБ в сфере надзора над банковскими холдингами и группами, только разработаны, регулятор уже пошел в наступление на кредитные организации, банковские группы и холдинги, чрезмерно увлекающиеся кредитованием бизнеса собственников. Как сообщил в четверг Департамент внешних и общественных связей Банка России, ЦБ разослал по своим территориальным управлениям письмо "Об оценке рисков банков на собственников". ЦБ в своем письме указывает, что одним из наиболее важных уроков кризиса для российской банковской системы явилось подтверждение известного из мирового опыта факта, что операции с владельцами и иными аффилированными с банком лицами являются существенно более рискованными, чем операции с третьими, не аффилированными по отношению к банку, лицами. Практически для всех банков, испытавших в период кризиса серьезные потрясения, была характерна повышенная концентрация рисков на бизнес владельцев. Причем именно это обстоятельство с учетом характера вложений средств (инвестиционные проекты) в подавляющем большинстве случаев и явилось главной причиной финансовых проблем банков. В связи с этим ЦБ РФ предложил своим теручреждениям провести работу по оценке уровня рисков, принятых банками, на реальных (бенефициарных) собственников и аффилированных с ними лиц, включая риски, принятые на бизнес собственников и аффилированных лиц.
Оценка уровня рисков на собственников банка будет производиться исходя из содержательных подходов, не только по критерию правовых связей или связей по капиталу, но и на основании фактического владения физическими лицами банком и соответствующим бизнесом.
При этом пристальному изучению подвергнутся в том числе, операции банка, проводимые с компаниями:
- имеющими большую долю операций, проводимых без очевидного экономического смысла, либо операций, смысл которых состоит в обеспечении номинального соблюдения (фактического обхода) установленных пруденциальных требований по предельному уровню рисков, по уровню доходности;
- не ведущими реальной деятельности в сфере материального производства и услуг. При этом, как правило, деятельность ведется в сфере "финансового" бизнеса, суть которого сводится к "транзиту" средств разными способами (кредитные, в т.ч. вексельные, либо инвестиционные схемы) третьим лицам с конечным финансированием (кредитованием) различных проектов;
- имеющими заведомо усложненную структуру собственности, в том числе когда владение компаниями осуществляется через офшоры;
- имеющими в качестве учредителей или в составе органов управления лиц, являющихся сотрудниками банка (их родственниками), или руководителями/сотрудниками в других компаниях, принадлежащих собственникам банка;
- зарегистрированными по адресам массовой регистрации или по адресам структурных подразделений банка, а также по адресам компаний, принадлежащих собственникам банка, либо аффилированным с ними лицам.
Также будут вызывать вопросы иные признаки концентрации обслуживания бизнеса собственников банка, в частности, занимающие значительную долю в деятельности банка:
- кредиты, предоставленные заемщикам на "общие" цели, то есть без идентификации конкретной цели кредитования (например, кредиты на "пополнение оборотных средств", "неотложные нужды"), особенно если указанные заемщики не ведут деятельности в сфере материального производства и услуг. Иногда такие кредиты предоставляются на льготных условиях;
- операции с векселями (включая собственные векселя банка), облигациями, паями паевых инвестиционных фондов, долями участия или акциями не известных на рынке компаний;
- фидуциарные (доверительные) сделки. Такого рода сделки иногда осуществляются через размещение денежных средств на корреспондентских счетах в банках-корреспондентах или в виде межбанковских кредитов.
В свою очередь, связанность средств может быть установлена на основании анализа условий размещения средств. Признаком связанности выступает также фактическая "обездвиженность" средств на корреспондентских счетах в других банках и нехарактерная для межбанковских кредитов длительность кредитования. Длительный срок кредитования может камуфлироваться изменением контрагентов по межбанковским кредитам при схожести общей величины предоставленных кредитов.
ЦБ РФ в письме предупреждает свои территориальные управления, что схемы, используемые банками для сокрытия реального содержания операций, связанных с обслуживанием бизнеса собственников, становятся все изощреннее. При этом источниками информации для изучения уровня концентрации рисков банков на бизнес собственников могут быть не только отчетность самих кредитных организаций, но и "результаты посещений соответствующих компаний в целях визуальной оценки характера деятельности", а также материалы СМИ, деловые встречи с руководством и собственниками банков.
ЦБ РФ предписал своим теруправлениям в случаях, когда риск на каждого собственника банка (группу связанных собственников) превышает 20% капитала, проводить с соответствующими банками и их собственниками "надзорные мероприятия в рамках предупредительных мер надзорного реагирования". "В ходе этих мероприятий целесообразно предложить банкам и собственникам определить перспективы снижения концентрации рисков на собственников и диверсификации банковского бизнеса с разработкой соответствующих графиков, ориентированных на достижение результата в разумное время", - говорится в письме.