Где же наши вещи

За первые несколько месяцев 2010 г. российские "сетевые шопоголики" изрядно понервничали, дожидаясь своих посылок. Но ответственные за отладку доставки инстанции настроены почти оптимистично

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU - Мы все - или почти все - легко и немного грубо делимся на две группы людей: вменяемых и не очень, внушаемых и непреклонных, обожающих покупки и походы по магазинам и тех, кто к шопингу абсолютно равнодушен. Но и те, и другие вынуждены рано или поздно что-то покупать: одежду, обувь, бытовые предметы и технику, подарки, в конце концов. И не для кого не станет открытием, что российская торговая действительность часто оборачивается к простому покупателю, если не "тылом", то уж точно каким-нибудь другим "недоброжелательным" местом. В частности, ценники на одежду и обувь, технику и прочее в российских "оффлайновых" магазинах незавидно отличаются от тех, что предлагаются во множестве зарубежных интернет-магазинов. И если раньше фраза "я не покупаю одежду в Москве" звучала как снобистский лозунг, то теперь так говорят многие здравомыслящие и уважающие свои заработанные деньги люди. Правда, с поправкой: "Я покупаю в Интернете. Это быстро, просто и дешево". Наш рассказ о том, как мирная и приятная процедура покупок в зарубежных интернет-магазинах вдруг превратилась в головную боль.

Нервный срыв

Эпопея "Покупатели в панике, или где наши посылки" началась примерно в январе. Поскольку в России Новый год больше, чем праздник, то любители заказывать через зарубежные интернет-магазины самый широкий спектр товаров (от книг и одежды до покрасочных камер), не сразу обратили внимание на то, что заказанные ими вещи не пришли в срок. Многие при этом логично полагали, что январские задержки связаны с каникулами. Тревога пришла чуть позже, когда праздничными опозданиями дело не ограничилось. Извещения о посылках не приходили, разумеется, как и сами посылки. И постепенно к концу февраля градус общественного негодования, щедро изливаемого на просторах различных специализированных форумов интернет-покупателей, нарастал, достигая критического максимума. Все, что писали ожидающие своих покупок пользователи сообщества virtualshopping в "Живом журнале", было больше похоже на нервные сводки из "горячих точек". Естественно, искали виновных и крайних, потому что получить товар (уже, к тому же, оплаченный) хотелось всем. Здесь встал вопрос о роли посредников в доставке заказанных вещей.

И тогда все вспомнили, что в простой игре "продавец-покупатель" есть еще два участника – "Почта России" и наша отечественная Федеральная таможенная служба (ФТС). Дело в том, что для российского заказчика большинство магазинов предлагает два пути получения посылки из магазина: тот, что подешевле, так называемый, стандартный - отправляется, как правило, местными почтовыми службами, а на территории РФ доставляется посредством нашей "Почты России". Многие выбирают именно такой способ доставки не только из-за его относительной дешевизны по сравнению с экспрессом, но и потому что таким образом у покупателя появляется возможность вместить больше товаров в один заказ. При пересылке вещей для личного потребления норма беспошлинного ввоза у нас - 10 тыс. руб., если посылки приходят не чаще одного раза в неделю и отправлены по системе государственной почты. Данная льгота не распространяется на покупки, доставляемые курьерскими службами экспресс-доставки (DHL, UPS, Fedex, TNT и др.). Ограничение для прохождения экспресса на таможне - 5 тыс. руб. в неделю. Вопросы адресовали почте и таможне. Где же наши вещи?

Другая сторона

Почта и таможня вступили в игру, рассказывая о том, что же случилось на их поле. Правда, начали они это намного позже, чем возникли первые и далеко не последние вопросы. Первичным объяснением стала "жадность" российских покупателей, которые так быстро и ловко освоили заказ товаров за рубежом и постоянно наращивают обороты. В марте, например, на это указала покупателям таможня: в распространенном заявлении ведомства. В нем говорилось, что развитие интернет-торговли привело к увеличению объемов пересылаемых грузов и, как следствие, к недостатку персонала на таможне. В ФТС заявили, что намерены исправить ситуацию, увеличив число работников на московском международном терминале, однако не намерены отказываться от строгого контроля за посылками. Задержки, как указали, в ФТС, связаны с тем, что стоимость отправляемых товаров преднамеренно занижалась - это позволяло уходить от уплаты соответствующих таможенных сборов. "Проведенные проверки показали, что под видом дешевых товаров в экспресс-грузах пытались провезти брендовые вещи, элитную косметику, дорогие часы, фотоаппараты, мобильные телефоны, компьютерные комплектующие, электронику, запчасти для транспортных средств", - говорится в пресс-релизе. Затем в игру вступила почтовая служба. После переговоров представителей Центрального таможенного управления (ЦТУ), Минкомсвязи и "Почты России" было решено перевести ЦТУ на круглосуточный режим работы для нормализации ситуации с обработкой международных почтовых отправлений. "Почта России" обязалась создать необходимые условия для работы таможенников и почтовых операторов в ночное время, обеспечить техническое оснащение рабочих мест. В ответ на упреки ко всем ведомствам в несовершенстве логистики (80% всех международных посылок идет черед московский почтамт) ЦТУ подготовило предложения для ФТС о снятии с Брянского магистрального сортировочного центра ограничений по обработке международных почтовых отправлений только между странами СНГ. "В перспективе Брянским МСЦ будет оформляться в месяц до 25 тысяч международных почтовых отправлений из любой точки мира", - предположили представители ЦТУ.

Прощай, Россия

Колесо начало проворачиваться, но со скрипом, убитыми нервами покупателей и общим негативным фоном. В частности, возмутился интернет-аукцион eBay, имеющий обязательства перед покупателями и выдвигающие строгие требования по срокам доставки к своим продавцам. Возникли проблемы у многих западных интернет-магазинов. В частности, на фоне задержек заявил об отказе от работы с Россией большой и известный своей "либеральностью" мультибрендовый Интернет-магазин Asos.com, долгое время почти безупречно выполнявший свои обязательство перед покупателями из РФ.

К слову сказать, Россия до сих пор не входит в число стран, которые уверенно держатся в списке в списке "шиппинг"-адресов (от англ. shipping – "отправка", прим. interfax.ru) крупных и популярных онлайн-магазинов. Не доставляют в Россию товары как магазины всемирно известных брендов, так и менее именитые, но зато ориентированные на широкий круг покупателей. Доходит до анекдотичного и смешного: в тех самых "шипинг"-списках можно найти, скажем, Панаму, Тринидад и Тобаго, Афганистан, Албанию и Каймановы острова, но не Россию.

Пока почта и таможня решали классический вопрос "что делать", в сообществе virtualshopping продолжали рыдать и костерить оба ведомства, на форумах народ упражнялся в злословии и отчаянно "медитировал", чтобы не портить карму себе и сотрудникам обеих инстанций. Для особенно нетерпеливых и плаксивых был заведен "ДВН – День Великого Нытья", который был установлен модераторами на пятницу: именно в этот день люди делились жалобами на почтово-таможенные задержки.

И что сейчас

По ситуации на начало апреля "Почта России" и таможенники отрапортовали, что все рассосется в ближайшие недели. С 29 марта таможенный пост Международный почтамт Московской таможни перешел на круглосуточный режим, обработка проходит в 4 смены, оформлением посылок заняты 88 человек (плюс операторы и грузчики) со стороны почтовой службы. Таким образом, была достигнута предельная пропускная способность пункта Международного почтового обмена. Сейчас объемы оформления и сортировки превышают 8 тысяч посылок в сутки. За воскресенье, 4 апреля, было оформлено 8 691 посылок и EMS-отправлений. В среднем в день смена таможенного поста до ввода круглосуточного режима работы производила таможенное оформление и таможенный контроль от 4200 до 5500 МПО. В настоящее время на Международном почтамте осталось 35 627 посылок. Среднее количество оформляемых почтовых отправлений одним инспектором при достаточной эффективности таможенного контроля должно составлять 150-200 отправлений в смену. Также в будущем планируется увеличение пунктов по обработке международных посылок. Так что у этой истории пока не может быть финала, а только "продолжение следует".

Новости