"Гаишников" обяжут возвращать взятки
Сотрудники ГИБДД получили "кодекс правил хорошего тона", однако пока большинство из них о нем не знают. Или делают вид, что не знают
Москва. 15 мая. INTERFAX.RU - В том случае, если в права при передаче их сотруднику ГАИ вложены деньги, нужно отдать документ гражданину и попросить вернуть документы без хрустящих купюр. Примерно так звучит один из пунктов разработанного недавно проекта Административного регламента ГИБДД, который в народе окрестили "правилами поведения" российского "гаишника". В талмуд вошли все существующие инструкции, постановления и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения сотрудника ГИБДД и участников дорожного движения. Эксперты говорят, что этот кодекс содержит множество назидательных, но лишенных всякого практического смысла пассажей.
Текст регламента можно найти на официальном сайте МВД и сайте ГИБДД Северного округа Москвы. Там же можно высказать свое мнение относительно его содержания. "Участникам дорожного движения этот документ ничего нового не сулит. Разве что, если сотрудник ДПС решит нарушить закон, людям будет проще найти соответствующий пункт или статью и ткнуть в нее пальцем", - говорит известный адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. Эксперт подчеркивает, что коррупцию и взяточничество регламентом не побороть. "Если инспектор решит взять деньги, то регламент ему не помешает, так же как не мешал до этого, скажем, "Закон о милиции", - указывает он.
То, что принципиально важный для ведомства документ пока размещен исключительно на сайте одного окружного подразделения, объясняется лишь тем, что другие структуры ГИБДД подобных ресурсов просто не имеют. Если регламент будет одобрен, то ситуация коренным образом изменится. Своими страничками в сети обзаведутся все отделы госавтоинспекции.
В регламенте прописаны правила общения инспектора ГИБДД с водителями и пешеходами. "В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан излагать свои требования и замечания в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку", - говорится в документе. Прежде чем начать разговор с водителем, сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвав свое имя, фамилию, должность и место службы, а по первому требованию собеседника показать служебное удостоверение. Административный регламент также предписывает инспектору всегда быть вежливым и учтивым, а также по возможности помогать водителю в пределах своей компетенции.
"При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения, связанные со спецификой проезда к месту расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделениям Госавтоинспекции, а также телефонов для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и мест расположения специализированных стоянок", - уточняется в регламенте.
Особое внимание в новом документе уделено проблеме взяточничества. Чтобы исключить любую возможность поборов, сотрудникам ГИБДД категорически запрещается брать у участников дорожного движения не только деньги, но и ценности. А также принимать от них подарки. "Если в документ, при передаче его сотруднику вложены деньги или иные ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг", - напоминают инспекторам авторы регламента.
Однако, как показал опрос московских гаишников, проведенный обозревателем interfax.ru, большинство сотрудников ГИБДД с "правилами поведения", подготовленными в МВД, знакомы весьма поверхностно. Из 5 опрошенных постовых о существовании документа знал только один, но и тот читал его явно невнимательно. "Будешь доставать, вызову патруль. Они тебе и где ближайшее отделение, и где больница - все покажут", - заявил обозревателю агентства сотрудник ДПС на Волгоградском проспекте.