ФАС вернет авиабилеты

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала российским авиакомпаниям отказаться от тарифов, делающих возврат билетов невыгодным. Кроме того, перевозчики должны сделать тарифную политику более прозрачной и понятной для граждан, считают в службе

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 апреля. FINMARKET.RU - Антимонопольная служба провела анализ деятельности российских авиакомпаний и результатами проверки осталась недовольна. Прозрачность тарифной политики авиаторов подчас оставляет желать лучшего, а в случае отказа от пользования их услугами вернуть свои деньги можно не всегда. До конца текущего месяца авиакомпании должны принять меры для обеспечения баланса своих интересов и интересов потребителей.

Напомним, что о намерении провести анализ ценовой политики авиакомпаний глава ФАС Игорь Артемьев заявлял еще минувшим летом. "Мы хотим проверить всю систему авиационных билетов, а нам говорят: она такая во всем мире. Но я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%", - говорил он. Руководитель службы также отмечал, что ФАС считает необоснованным механизм, исключающий возврат авиабилетов. "Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?", - интересовался И.Артемьев.

По результатам проведенной проверки ФАС предписала авиакомпаниям сделать так, чтобы было можно. Авиаторы, осуществляющих перевозки по внутренних воздушных линиях, должны прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перевозки, считают в службе.

В ходе анализа ФАС обратила на практику применения "невозвратных" билетов (билетов, приобретаемых по более низкому не подлежащему возврату тарифу) особое внимание, подчеркивается в сообщении службы. Эта практика противоречит нормам Воздушного кодекса, которые устанавливают право пассажира воздушного судна отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна - если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, - и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, подчеркивают в ФАС. Кроме того, правила формирования и применения тарифов не предусматривают установления перевозчиками не подлежащих возврату тарифов.

ФАС также предписала перевозчикам при наличии собственных правил воздушных перевозок, в том числе правил продажи, обеспечить доступ к таким правилам в офисах авиакомпаний, офисах продаж, а также путем размещения их на сайтах авиакомпаний. Авиаторы должны обеспечить доступ к информации обо всех тарифах, применяемых авиакомпанией на определенном маршруте, и условиях их применения; обо всех применяемых перевозчиком видах дополнительных сборов, такс, а также порядке и правомерности их установления; о порядке возврата средств в случае отказа от перевозки или изменения условий перевозки.

Антимонопольная служба отмечает, что применяемая система формирования тарифов характеризуется множественностью тарифов и условий их применения, сложной структурой стоимости перевозки. Тарифы описываются в специальных терминах и полная тарифная информация является довольно сложной для потребителей транспортных услуг. В этих условиях особое значение приобретают содержание и способы донесения тарифной информации до потребителя, отмечает ФАС.

В ходе анализа ФАС установила, что может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков. "Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении перевозки и в других случаях пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку", - говорится в сообщении службы.

Как подчеркивают в ФАС, пассажиров чаще всего жалуются на несоответствие заявленной авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки, что свидетельствует о недостаточности или искажении представляемой информации о тарифах и сборах. При этом правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний

Отчитаться о выполнении рекомендаций ФАС авиакомпании должны до 30 апреля текущего года.

Новости