Кто отвечает за эффективность
Президент РФ Дмитрий Медведев назначил вице-премьера Игоря Сечина ответственным за вопросы энергоэффективности в правительстве. Кроме того, "ответственные лица" за потребление энергии появятся в каждом бюджетном учреждении. Ну а пока бюджетники, по словам главы государства, как плевали, так и плюют на энергоэффективность
Ханты-Мансийск. 23 марта. IFX.RU - В Ханты-Мансийске состоялось заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию страны, на котором президент РФ Дмитрий Медведев вновь призвал страну к энергоэффективности. Глава государства поручил назначить ответственных за энергопотребление в каждом бюджетном учреждении. В правительстве отвечать за вопросы энергоэффективности будет вице-премьер РФ Игорь Сечин.
Как плевали, так и плюют
Президент РФ требует назначить "энергоответственных лиц" во всех бюджетных учреждениях. Д.Медведев предложил "поручить всем полномочным представителям провести на территории своих округов соответствующие координационные совещания, позвать всех заместителей губернаторов по вопросам энергетики, экономики и они должны приехать со списком учреждений, и под каждым этим учреждением должно стоять энергоответственное лицо".
"Давайте установим срок для этого, допустим, месячный где-то, пусть полпреды проведут соответствующие совещания и пусть прочтут закон об энергоэффективности, пусть на столе лежит у них", - сказал глава государства.
Д.Медведев отметил, что "существенным образом" энергоэффективостью никто не занимается. "Из 83 субъектов только 12 имеют информацию в области повышения энергоэффективности. Это что значит, они закон не читали об энергоэффективности? Как это нам понимать?" - сказал Д.Медведев.
Президент отметил, что ответственные за энергоэффективность лица не определены в 70% бюджетных учреждений. "То есть они как продолжали плевать на свое энергопотребление, так и плюют, несмотря на то, что мы тут законов напринимали, собираемся, комиссию проводим регулярно", - посетовал президент.
Дежурный по энергоэффективности
Д.Медведев определил ответственного за вопросы энергоэффективности в правительстве. Им будет вице-премьер РФ Игорь Сечин. При этом Д.Медведев добавил: "Сечин, конечно, эффективный менеджер, все об этом знают, но не до такой степени, чтобы с палкой стоять у каждого бюджетного учреждения и требовать назначить соответствующее лицо ответственное".
Президент также поручил включить вопросы энергоэффективности в компетенцию правительственной комиссии по ТЭК и воспроизводству минерально-сырьевой базы.
"Вы поменяйте название комиссии, включите в состав вопросов, которыми эта комиссия занимается и энергоэффективность, и возьмите это под свое крыло", - заявил Д.Медведев, обращаясь к И.Сечину.
Поручение вице-премьеру последовало после того, как на совещании глава государства поинтересовался, кто именно занимается в правительстве вопросами энергоэффективности, и существует ли какая-либо специальная комиссия.
В ответ И.Сечин заявил, что по отраслевым признакам "в принципе все занимаются".
"Все - это, как известно, значит никто", - отметил ему на это Д.Медведев.
В связи с этим президент РФ и напомнил о существовании комиссии по ТЭК, отметив, что если этот орган занимается работой в топливно-энергетической сфере, то в конечном счете он должен заниматься и восстановлением минерально-сырьевой базы. В то же время, добавил Д.Медведев, энергоэффективностью не занимается никто.
Эффективным быть выгодно
На совещании в Ханты-Мансийске говорилось и о значимости эффективного расхода энергии. Вице-премьер И.Сечин отметил, что реализация мер по повышению энергоэффективности позволит России уже к 2015 году сэкономить первичной энергии до 51 млн тонн условного топлива.
К 2020 году экономия первичной энергии может достигнуть, по словам И.Сечина, 94 млн тонн условного топлива.
Кроме того, как заявил вице-премьер, повышение энергоэффективности позволит снизить расходы на транспортировку нефти и газа на 42%.
"Совокупное применение новых технических решений может позволить снизить удельные транспортные расходы до 42% в перспективе", - сказал он.
Он отметил, что основное направление повышения эффективности в области транспортировки нефти и газа является повышение КПД газоперекачивающих агрегатов. "КПД применяемых сегодня агрегатов составляет 27%, а лучший мировой опыт - это 42%", - сказал заместитель главы правительства.
Старая добрая нефтянка
Достаточное внимание на совещании по энергоэффективности было уделено нефтяной отрасли. Как рассказала губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова, повышение коэффициента извлечения запасов (КИН) нефти до 35-37% позволит к 2020 году увеличить нефтяные запасы на старых месторождениях на 2 млрд тонн.
Н.Комарова отметила, что для этих целей нужно активнее привлекать нефтесервисные компании. "Оплата работ этих нефтесервисных компаний может осуществляться за счет прироста добычи нефти из выработанных месторождений по нефтесервисным контрактам", - считает Н.Комарова.
Она отметила, что такая система заложена в федеральном законе "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности". Там, в частности, речь идет о введении энергосервисных "перфоманс-контрактов".
И.Сечин также рассказал, что "инвестиции нефтяных компаний в комплекс мер по повышению эффективности и глубины переработки и соблюдений требований технического регламента до 2015 года могут достигать 1,5 трлн", - сказал он.
На сегодняшний день, по словам вице-премьера, показатели глубины переработки российских НПЗ остаются крайне низкими и составляют порядка 72%.
"В среднем российская переработка характеризуется низкими показателями качествами: глубина 72%, соотношения первичных процессов ко вторичным - 52%, индекс Нельсона 4,9", - отметил вице-премьер.
И.Сечин подчеркнул, что одной из основных причин сложившейся ситуации является экстенсивное развитие российской нефтеперерабатывающей отрасли, которая не испытывает дефицита нефти. В мире же, заметил он, именно нехватка нефти стала основным двигателем развития отрасли.
Реализация компаниями мер по повышению эффективности переработки может, по словам И.Сечина, привести росту индекса Нельсона до 11-12, глубины переработки - до 83%, выхода светлых нефтепродуктов - до 77-78%.
Нефтяники в свою очередь, посетовали на сложности своей работы. Так, по словам гендиректора "Сургутнефтегаза" Владимира Богданова, эффективно использовать свои ресурсы нефтяным компаниям порой не позволяют несовершенство нормативно-правовой базы и административные барьеры при оформлении разрешительной документации.
В.Богданов отметил, что вся проектная документация "Сургутнефтегаза" проходит утверждение в установленном порядке. "Мы в полном объеме соблюдаем действующие нормы. Но часть из них уже устарела, о чем уже говорил Игорь Иванович (Сечин, вице-премьер РФ) и не учитывает современного развития техники и технологий. Это сокращает возможности проектировщиков и приводит к неэффективному использованию ресурсов. По этому направлению необходима разработка новых регламентов и нормативов", - сказал он.
"Добывая около 12% нефти в России, "Сургутнефтегаз" осуществляет 39% объемов разведочного бурения в отрасли и 26% эксплуатационного бурения. Потенциал компании позволяет увеличивать эти показатели, но несовершенство нормативно-правовой базы и административные барьеры при оформлении разрешительной документации не позволяют использовать наш потенциал на 100%", - заметил В.Богданов.
Он напомнил, что частично были приняты изменения, например, в Земельный и Лесной кодексы, но процесс "все равно движется медленно, и это сдерживает поисково-разведочные работы".
Долгосрочный рынок мощности
Помимо прочего, на совещании в Ханты-Мансийске поднимались вопросы электроэнергетики. По словам И.Сечина, ввод новых мощностей в РФ до 2015 года составит 24 ГВт, а долгосрочный рынок мощности позволит инвесторам в новые объекты возвращать суммарно по 400 млрд рублей в год.
При этом, по словам вице-премьера, доля нового генерирующего оборудования в общем парке составит к 2015 году 52%, к 2020 году - 63% в то время как в 2010 году этот показатель составит 8,7%.
Ввод новых генерирующих мощностей будет обеспечен за счет исполнения владельцами компаний обязательных инвестпрограмм. Они были разработаны и утверждены еще на стадии реорганизации РАО "ЕЭС России" и продажи генкомпаний новым владельцам: при покупке активов инвесторы подписывали договоры на предоставление мощности (ДПМ), которые описывали сроки и объемы новых вводов.
На финансирование обязательных инвестпрограмм планировалось направить средства, вырученные от продажи новым владельцам дополнительных акций генкомпаний - порядка 448 млрд рублей. Всего предполагалось ввести порядка 26 ГВт. Гарантировать возврат инвестиций был призван долгосрочный рынок мощности.
На фоне кризиса выяснилось, что юридическая конструкция ДПМ неработоспособна, кроме того, практически ни один договор не был подписан одновременно обеими сторонами - инвесторами и государством.
В настоящее время ведется корректировка обязательств по ДПМ - объемы финансирования и вводов предполагалось оставить на прежнем уровне, но пересмотреть локализацию новых объектов с учетом перспектив восстановления спроса на электроэнергию.
Кроме того, до сих пор не заработал долгосрочный рынок мощности. Соответствующее постановление 24 февраля подписал премьер-министр РФ Владимир Путин, однако оно так еще и не опубликовано. Также на согласовании находятся ценовые параметры рынка мощности.
Тем не менее, государство сохраняет планы провести до сентября 2010 г. первый конкурентный отбор мощности, а первые поставки могут начаться с 2011 г.