Непобедимая дедовщина

Издевательство над молодыми солдатами по-прежнему остается бичом российской армии. Треть жалоб в связи с насилием и неуставными отношениями поступает не на старослужащих, а на офицеров

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 марта. INTERFAX.RU – Количество преступлений в российской армии, в том числе связанных с дедовщиной, не снижается, несмотря на сокращения как численности контрактников, так и сроков военной службы по призыву, заявил "Интерфаксу" председатель Военной коллегии Верховного суда РФ Владимир Хомчик. По его данным, если в 2008 году за все виды преступления в армии и на флоте было осуждено 9310 военнослужащих, то в 2009 году эта цифра составила 9232. "Снижение, как видим, на 0,8% ", - констатировал Хомчик. По его словам, высоким сохраняется и уровень дедовщины в армии и на флоте. "В 2008 г. в войсках за неуставные взаимоотношения было осуждено 1239 военнослужащих, а в 2009 году - 1167. Фактически казарменное хулиганство остается на прежнем высоком уровне. И это не может не тревожить", - рассказал он. Хомчик считает, что важную роль в укреплении воинской дисциплины и правопорядка должен был сыграть дисциплинарный арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте, который был восстановлен законодателями 1 января 2007 года.

Между тем член Общественного совета при Минобороны, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России (КСМР) Валентина Мельникова сообщает, что офицеры причастны к каждому третьему случаю неуставных отношений. "Более 30% жалоб поступает не на старослужащих, а на офицеров. Офицеры бьют, офицеры провоцируют, офицеры вымогают деньги, приковывают наручниками и пытаются насиловать", - сказала Мельникова в начале марта на пресс-конференции в Москве. По ее словам, в приемную Союза КСМР ежегодно обращаются около 400 военнослужащих. При этом в 70% обратившихся жалуются на пытки, побои и вымогательство денег, а 30% - это больные, которым было отказано в госпитализации.

"Я не могу поддерживать оптимистические заявления прокуратуры. Я знаю, что по-прежнему каждый человек, попавший в армию, в той или иной степени на себе переживает незаконные преступные взаимоотношения", - заявила Мельникова.

В свою очередь, председатель нижегородского областного комитета солдатских матерей Наталья Жукова отметила, что в частях Минобороны зафиксировано большее число случаев "дедовщины", чем во Внутренних войсках и Погранслужбе ФСБ РФ. "А осужденных военнослужащих из Внутренних войск больше, чем осужденных из министерства обороны. Это говорит о том, что во Внутренних войсках передают эти случаи в суд и прокуратуру, а в Министерстве обороны по старинке скрывают", - считает Жукова.

В обществе продолжают искать способы покончить с этим злом. Так, атаман Всевеликого войска Донского, депутат Госдумы РФ Виктор Водолацкий полагает, что решить проблему поможет служба в казачьих частях Минобороны, которые будут комплектоваться призывной молодежью из семей казаков по экстерриториальному принципу. "В казачьих частях Минобороны РФ, на сегодняшний день их определено пять, будут введены атрибуты казачьего войска, за которым сохраняется формирование части. На нас возложена задача сформировать команды призывников, которые бы достойно служили в казачьих частях", - сообщили недавно журналистам Водолацкий. По словам атамана, на заседании Совета по делам казачества при президенте РФ принято решение о том, что 205-мотострелковая бригада Минобороны РФ, дислоцированная на Ставрополье, становится полностью казачьей. В ее подразделения для прохождения срочной службы будет направляться молодежь из войсковых казачьих обществ, проживающая в Ставропольском крае, так и в других регионах.

Как считает Виктор Водолацкий, таким образом будут решены две проблемы. Минобороны решает проблему 100%-го укомплектования воинской части, в т.ч. офицерами из числа выпускников казачьих кадетских корпусов, а родители будут знать, что если их сын идет служить в казачью часть, то никто не вынудит его самовольно оставить часть по причине неуставных взаимоотношений, возникновения каких-либо других конфликтных ситуаций. "Молодой солдат будет знать, что рядом с ним служат его земляки с одного хутора… и в обиду его никто не даст. Он не подвергнется насилию со стороны старослужащих. Соответственно, родители будущих солдат могут не беспокоиться и идти к атаманам хуторов с просьбой, чтобы их сына направили служить в казачью воинскую часть", - сказал атаман.

"После возвращения с военной службы казаки будут находиться на учете в казачьем обществе, чтобы ежегодно могли проходить на сборах переподготовку и не теряли навыков специальности, которую получили во время прохождения военной службы", - считает Водолацкий.

Военачальники сознают остроту вопроса. Например, командующий войсками Сибирского военного округа, генерал-лейтенант Владимир Чиркин отмечает, что переход на одногодичный срок службы по призыву не принес ожидаемого решения проблемы "дедовщины" в армии. "К сожалению, "дедовщина" остается у нас острой проблемой. При новой системе службы теперь те, кто прослужил полгода уже считают себя "старичками" и продолжается то же самое. Видимо, эта зараза передается", - посетовал в беседе с журналистами в конце февраля в Новосибирске Чиркин. По его словам, в этом году командование СибВО планирует вопросам дисциплины и порядка в войсках уделять особое внимание. "Мы убедились, что причины "дедовщины" не в сроке службы, видимо, нужно искать глубже. Теперь нужно работать больше с командирами подразделениями, вопросы дисциплины для нас в этом году будут главнее даже боевой готовности", - отметил Чиркин.

Февральский опрос ВЦИОМ показал, что желание видеть своих родных военнослужащими высказывают более трети россиян, но каждый второй не одобрил бы такое намерение, и главная причина этого - неуставные отношения в армии. Так, 36% россиян хотели бы видеть своих родственников военнослужащими, и чаще всего такое желание высказывают мужчины (41%) и малообразованные респонденты (53%), а также сибиряки и волжане (47 и 44% соответственно), сообщили "Интерфаксу" ранее социологи ВЦИОМ. По их данным, половина наших сограждан, в свою очередь, не одобрили бы намерение своего сына (брата, мужа или другого родственника) служить в вооруженных силах (50%). Подобная установка характерна, в первую очередь, для женщин (54%), образованных россиян (57%), южан и жителей Северо-Западного округа (56 и 55% соответственно).

Главная причина отказа россиян служить - неуставные отношения в армии, при этом дедовщина, как свидетельствуют социологи, стала для них опаснее самих военных действий. По данным ВЦИОМ, если в 2000 г. 64% противников службы в армии аргументировали свою позицию опасностью ранения или гибели в военных конфликтах, то сейчас этот фактор отошел на второй план (51%). В настоящее время три четверти россиян ставят дедовщину и неуставные отношения на первое место среди причин отказа служить в армии (в 2000 г. - 45%). Третьим по значимости фактором является бесправность и унижение военнослужащих (43%, в 2000 г. - 22%).

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости