"Квартет" должен поддержать возобновление израильско-палестинских переговоров

Посол Израиля в РФ Анна Азари в интервью "Интерфаксу" рассказала о том, чего израильская сторона ждет от заседания "квартета" международных посредников по Ближнему Востоку, которое пройдет в Москве

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 марта. INTERFAX.RU - 19 марта в Москве пройдет министерское заседание "квартета" международных посредников по Ближнему Востоку (РФ, США, ООН и ЕС). О том, чего ждут от встречи в Израиле, рассказала в интервью "Интерфаксу" посол этой страны в России Анна Азари

- Г-жа Посол, тема строительства 1600 новых единиц жилья в Восточном Иерусалиме в момент подготовки к возобновлению палестино-израильских переговоров стала центральной темой новостей из региона. Такое впечатление, что в Израиле есть силы, которые хотели сорвать непрямые переговоры. Так ли это?

- Я не думаю, что за этим стоят какие-то силы или что речь идет об умышленно выбранном времени. Это обычное бюрократическое недоразумение, потому что сам план находится в бюрократической цепочке довольно долго и строиться все это будет не сейчас. Но, конечно, время для его огласки было выбрано неудачно.

Если же говорить по сути, то Израиль никогда не объявлял мораторий на строительство в Иерусалиме, эта позиция оставалась неизменной с 1967 года при всех правительствах. Мы сожалеем, что во время визита в Израиль вице-президента США Джозефа Байдена произошло такое недоразумение, американцы обиделись, но, я думаю, что эта ситуация разрешится.

- Но при этом никто из правительства не сказал, что строительство отменяется?

- Этот конкретный проект все равно будут осуществлять, правда, не сейчас. Но Израиль не объявлял мораторий на строительство в Иерусалиме и на данный момент не собирается этого делать.

В последнее время складывается ощущение, что в основном Израиль подвергается критике входящих в "квартет" международных посредников за действия, осложняющие возобновление палестино-израильского мирного процесса. Это и поселенческая деятельность, и продолжающаяся блокада сектора Газа. Что израильская сторона ждет от предстоящего министерского заседания "квартета" в Москве?

У нас такое же ощущение. Мне кажется, что это следствие недоверия палестинцев к нынешнему правительству Израиля и давления, которое они оказывают на международное сообщество.

А между тем нынешнее правительство Израиля предприняло большие шаги к миру, чем его предшественники. Еще в июне прошлого года, вступив в должность премьер-министра, Биньямин Нетаньяху призвал Палестинскую автономию начать переговоры с целью реализации идеи двух суверенных государств для двух народов – еврейского и палестинского, живущих бок о бок в мире и безопасности. Международное сообщество с одобрением восприняло этот шаг. Палестинцы ответили отказом и угрозами возобновить "сопротивление".

Затем со стороны Израиля последовали и десятимесячный мораторий на строительство на спорных территориях, и готовность к диалогу, и снятие многих блок-постов, и содействие гуманитарным программам для населения Палестинской автономии. Предпринятые меры привели к росту палестинской экономики на Западном берегу реки Иордан: более 8% за год – и это в условиях глобального кризиса.

Но почему-то действительно все стрелки переводят исключительно на нас, хотя палестинская сторона совершает немало провокационных действий. Скажем, в дни визита Дж.Байдена власти автономии объявили о "жесте доброй воли" по отношению к Израилю – отмене торжественной церемонии, в ходе которой одна из площадей в Рамалле была названа в честь террористки, виновной в гибели 37 мирных израильтян. Церемония состоялась, как только Байден уехал.

А нам кажется, что было бы желательно, оставив в стороне все мелкие проблемы, вернуться за стол переговоров. Пусть даже и через посредника. Мне кажется, очень важно, чтобы сейчас все участники "квартета", все страны, которые причастны к мирному процессу, поддержали возобновление диалога. И, я надеюсь, что это произойдет.

- Иными словами, если о такой поддержке будет заявлено на министерском заседании "квартета" в Москве, то это будет хорошим результатом?

- Поддержка возобновления переговоров, даже если они пройдут через посредника, будет хорошим результатом.

- Израиль всегда заявлял о готовности возобновить переговоры с палестинцами без каких-либо предварительных условий. Эти непрямые переговоры, подразумевается, что они начнутся без предварительных условий, главное из которых, разумеется, это прекращение поселенческой деятельности Израилем?

- Мораторий на поселенческую деятельность на территориях, расположенных за пределами Иерусалима, был провозглашен Израилем. Правительство Израиля сделало очень много шагов к миру, а дальше мы готовы говорить обо всем.

- Как в целом Израиль оценивает посредническую роль "квартета"? Почему его усилия не приносят результата?

Я думаю, что посредническая роль "квартета" велика, и даже если сейчас возобновятся переговоры при посредничестве американского спецпосланника Джорджа Митчелла или кого-либо еще, то это, конечно, будет вкладом всего "квартета".

Но, понимаете, посредники есть посредники, а мир достигается тем, что сами конфликтующие стороны говорят друг с другом. Этот процесс приостановился. Будем надеяться, что "квартет" сможет положить конец возникшей паузе.

- Сообщалось, что "квартет" в Москве планирует принять заявление с осуждением поселенческой деятельности Израиля.

- Это уже было сделано в минувшую пятницу. Так что, я не думаю, что для этого нужно созывать встречу "квартета".

- А такие шаги посредников воспринимаются Вами или все же девальвируют их роль в глазах Израиля?

- Конечно, радости мы не испытываем, когда нас осуждают, но я не думаю, что какое-то отдельно взятое заявление может изменить роль "квартета".

- Но при этом посредники в глазах Израиля остаются посредниками, сохраняют свою равноудаленность?

- Знаете, равноудаленность, это нечто, что очень трудно просчитать. Думаю, что они все-таки остаются посредниками.

Мы, конечно, отвергаем заявление с осуждением поселенческой деятельности, не видим причин для такого осуждения и полагаем, что международные посредники недооценили те шаги, которые мы за последние месяцы предприняли для улучшения жизни палестинцев.

Но нам кажется, что у нас и членов "квартета" одна и та же цель – вернуть мирный процесс в активную фазу и возобновить переговоры.

- Может ли речь идти о расширении круга международных посредников за счет арабских стран? Целесообразно ли подключать к этим усилиям Саудовскую Аравию?

- Смысл понятия "посредник" заключен в корне слова, обозначающего персону или организацию, которые в примирении спорящих сторон стоят посередине, учитывая интересы каждого участника. Как может одно из государств, которое не имеет с нами дипломатических отношений, быть посредником?

Может, "квартет" иногда приглашает Саудовскую Аравию, чтобы выслушать ее мнение, это нормально. Но посредником эта страна, конечно же, не может быть.

- А другие арабские страны, например, Иордания, Египет?

- Египет играет очень позитивную роль в мирном процессе. Но я никогда не слышала предложений, чтобы он стал членом группы международных посредников.

Если переговоры все же возобновятся, с обсуждения каких вопросов хотела бы их начать израильская сторона?

Мы готовы вести переговоры по всем вопросам, включая сложные. Наша позиция ясна: мы готовы на решение, предусматривающее существование двух государств для двух народов с тем, чтобы такое решение обеспечило безопасность Израиля. А очередность вопросов не принципиальна.

- Может ли Израиль пересмотреть позицию в отношении Восточного Иерусалима, признав его столицей будущего Палестинского государства?

В Израиле все партии считают Иерусалим неделимой и вечной столицей страны. Но ни одно правительство, включая нынешнее, не отказывается вести переговоры и по этой теме.

- Израиль обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Ливана. Как бы Вы это прокомментировали?

- Что значит вмешательство в дела Ливана? Мы не поддерживаем в этой стране какие-либо политические партии, не создаем там политические коалиции.

В Ливане происходит ужасный процесс, когда "Хезболла" незаконно и вопреки решениям СБ ООН восстанавливает не государственную, а свою военную инфраструктуру, препятствует деятельности международных сил. Если СБ ООН мог бы контролировать исполнение принятых решений и правительство Ливана со всей ответственностью пресекало преступные действия террористов, не было бы поводов для обвинений в адрес Израиля. В том, что касается Ливана, Израиль заинтересован только в одном – это безопасность израильтян.

До 2006 года территория Израиля подвергалась обстрелам со стороны незаконных вооруженных группировок из Ливана. На сегодняшний день у "Хезболлы" больше ракет и другой военной техники, чем до войны 2006 года. Это значит, что происходит незаконный ввоз оружия для военного крыла "Хезболлы" разными путями, включая те суда, которые Израиль выявлял на пути в Ливан.

Если бы правительство Ливана контролировала всю территорию страны, я думаю, никакой напряженности в отношениях с Израилем не было бы.

- По сообщениям израильских СМИ, постпреда Израиля при ООН Габриэла Шалев заявила о том, что Израиль готовит военный удар по Ирану. Соответствуют ли эти сообщения действительности?

- Габриэла Шалев не делала такого заявления, содержание ее выступления было искажено. Ни Габриэла Шалев, ни я не собираемся такого заявлять.

Израиль заинтересован в том, чтобы международное сообщество добилось свертывания иранской ядерной программы. Все наши дипломатические усилия нацелены на это, а не в том направлении, о котором Вы говорили.

- Имеется в виду, не в сторону силовых действий?

- Да.

- Как в Израиле планируют отмечать 65-ю годовщину Победы во Второй мировой войне? Прибудут ли официальные лица Израиля в Москву на торжества 9 мая?

В Израиле к этой дате приурочено много мероприятий. А если говорить о России, то 9 мая в Москву намерен приехать президент Израиля Шимон Перес.

Президент прибудет в Россию с самыми теплыми чувствами, чтобы продемонстрировать благодарность Израиля и еврейского народа Красной Армии, одержавшей победу во Второй мировой войне.