Роботы против людей

Торговые роботы на фондовом рынке - благо или зло? Одни брокеры считают, что это благо - роботы создают дополнительную ликвидность, защищают от ошибок и повышают эффективность торговли. Другие считают, что роботы создают дополнительную нагрузку и мешают тем, кто торгует "руками". Но большинство согласны, что доля роботов в торговле на биржах и дальше будет расти

Москва. 12 марта. IFX.RU - На всех мировых биржах в последние годы активно развивается торговля с использованием алгоритмических систем - роботов. Эта тенденция распространяется и на российские площадки.

Мнения брокеров о биржевых роботах неоднозначны. Одни участники рынка считают, что это благо - роботы создают дополнительную ликвидность на рынке, защищают инвесторов от ошибок и повышают эффективность торговли. Они убеждены, что за электронной торговлей будущее, и приводят в качестве примера победу компьютера Deep Blue, созданного IBM, в матче с Гарри Каспаровым - в ту пору чемпионом мира по шахматам. Другие считают, что торговля через роботов несет в себе технологические риски и серьезную нагрузку на информационные системы бирж. Так или иначе, многие уверены, что доля электронной торговли на биржах и дальше будет расти, но она не сможет вытеснить человека, потому что именно он закладывает свои идеи в алгоритмы, которые реализуют роботы.

Биржевые роботы и их масштаб

Существует несколько видов систем электронной торговли на бирже, в частности, программы, направленные на зарабатывание денег, и вспомогательные (сервисные) алгоритмы. В первом случае трейдер задает определенные параметры, в соответствии с которыми робот совершает операции. Внутри этого алгоритма должна быть идея, на которой можно заработать. Также это могут быть арбитражные сделки: торговый робот отслеживает цены на локальные акции и депозитарные расписки на них или цены срочного контракта и его базового актива, и берет позицию в тот момент, когда возникает спред между ними, рассказывает руководитель группы электронного трейдинга и исполнительный директор инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Стас Суриков.

Сервисные роботы помогают более эффективно исполнять волю человека, но никакого заработка при этом не приносят. Например, клиент хочет купить крупный пакет ценных бумаг, ему нужно сделать это несколькими лотами, чтобы влияние на цену актива на рынке было наименьшим. Это делает сервисный робот.

"Зарабатывающие алгоритмы - это удел умных людей, у которых есть ноу-хау на рынке. По сути, это тот же процесс, что и инвестиционный менеджмент: человек, который понимает, как инвестировать деньги, просто описывает это в виде алгоритма", - пояснил Стас Суриков агентству "Интерфакс". При этом он обращает внимание на то, что алгоритм не может быть постоянно прибыльным или постоянно одинаково прибыльным: меняются рыночные условия - меняется прибыльность, поэтому программа постоянно дорабатывается, адаптируется, это непрекращающийся процесс.

ММВБ сообщила, что сейчас на фондовом рынке работает 15 гиперактивных торговых автоматов, они дают 50% заявок. Такие роботы выставляют в 500 раз больше заявок, чем средний инвестор. За период наблюдения с августа 2008 по конец января 2010 года доля гиперактиных роботов в общей активности рынка по заявкам выросла с 14% до 50%, вклад в обороты вырос с 4% до 10%.

При этом активность среднего инвестора увеличилась за это время вдвое, число инвесторов, выставляющих хотя бы одну заявку, на рынке тоже удвоилось. В итоге - рост активности по полному числу заявок в 4 раза за полтора года.

На валютном рынке ММВБ работают всего три гиперактивных автомата, они генерируют 91% заявок и 22% оборота (без учета сделок своп). За последние полгода биржа не видит развития торговли при помощи роботов на валютном рынке.

Как сообщил "Интерфаксу" директор департамента инфраструктурных проектов РТС Сергей Замолоцких, доля роботов в обороте на срочном рынке РТС - FORTS - составляет 35-40%.

По словам руководителя дивизиона "Инвестиционный" ИК "Финам" Дмитрия Серебренникова, в абсолютном выражении у компании не так много клиентов, которые используют алгоритмические торговые системы - около 2 тыс., при этом всего клиентов порядка 100 тыс. "Это очень небольшая прослойка, но она делают значительные обороты, до 25%", - говорит он.

Исполнительный директор компании "Олма" Андрей Белинский отмечает, что количество сделок, которые заключаются роботами, в общем обороте "Олмы" составляет 60-70%, как правило, роботы торгуют небольшими лотами, поэтому количество сделок у них большое. По объему на роботов приходится около 50%. В основном это операции на рынках RTS Standard и FORTS.

Генеральный директор БКС Юрий Минцев сообщил, что алгоритмами пользуются большинство профессиональных участников - клиентов компании. "О том, что эта тенденция развивается, я могу судить по тому, что появился спрос на более скоростное подключение клиентов к бирже, чем существует сейчас. Самый большой спрос идет со стороны срочных торговцев", - добавил он.

Что думают биржи о роботах

Биржи понимают, что роботизированная торговля продолжит развиваться, поэтому работают над повышением уровня технологического обеспечения. Так, РТС предоставляет брокерским компаниям возможность размещения промежуточного сервера и сервера систем интернет-трейдинга на базе технического центра биржи. Это позволяет повысить скорость передачи данных между клиентами брокера и серверами торговой системы РТС, сообщил С.Замолоцких.

Помимо этого, любой участник рынка имеет возможность получения прямого доступа к торгам. Для этого необходимо приобрести шлюз доступа в торговую систему FORTS. В случае если используется система собственной разработки, необходима ее предварительная сертификация и тестирование на игровом полигоне FORTS.

Также в 2010 году группа РТС начала перевод рынков FORTS и RTS Standard на новый протокол PLAZA II для повышения общей производительности торговой платформы и увеличения скорости обработки транзакций ядром системы. Новый протокол уменьшает время обновления рыночных данных, что повышает эффективность операций торговых роботов.

Вице-президент ММВБ Игорь Марич сообщил, что в этом году биржа будет предоставлять возможность брокерам устанавливать их серверы прямо на бирже для более оперативной обработки заявок клиентов. Этот сервис уже работает в опытной эксплуатации.

И.Марич считает, что доля операций с использованием алгоритмических систем и дальше будет расти, и это будет мощным вызовом для бирж, поскольку от них требуется обеспечить ликвидность и минимальное время отклика на заявку, центральный контрагент и клиринговая организация должны обеспечивать надежность торговли. Растущее количество роботов повышает требования к каналам связи, софту и расположению серверов. Это главная тема для бирж на Западе, теперь она обретает актуальность и в России.

По его словам, западные брокеры давно стремятся располагать серверы как можно ближе к бирже, а еще лучше - на самой бирже, чтобы минимизировать время прохождения заявки, чего требует алгоритмическая торговля.

Уже сейчас ММВБ дает возможность участникам подключения через серверы GateWay - специфические серверы доступа, которые позволяют существенно снизить время отклика на заявку.

Генеральный директор ФК "Открытие" Михаил Беляев отмечает положительные изменения в позиции биржи по отношению к электронной торговле - раньше ММВБ хотела ее ограничить.

"Желание ММВБ развивать свою технологическую базу, на мой взгляд, очень серьезный позитив", - считает он.

Можно говорить, что это плохо и ставить ограничения, но мы прекрасно понимаем, что все мировые тенденции идут в сторону увеличения производительности технологических систем, и фактически попытка поставить те или иные ограничения - это де-факто собственное внутреннее торможение, отметил М.Беляев.

"Мы одни из первых вошли в проект хостинга сервера прямо на ММВБ. У нас интересные, своеобразные клиенты - крупные алгоритмические трейдеры, и мы должны давать им сервис. У них есть свои стандарты по скорости прохождения заявок, и они готовы инвестировать сами в эту инфраструктуру, потому что для них это критично", - отметил М.Беляев.

"Финам", как финансовый супермаркет, предлагает услуги в области алгоритмической торговли клиентам разного уровня - от подготовленных пользователей, которые сами пишут программы, до тех, кто что-то слышал об электронной торговле, но не использовал ее раньше - им компания предлагает варианты готовых решений.

Недавно "Финам" выделил у себя специальные клиентские серверы, чтобы инвесторы могли разместить свои алгоритмические модели на них. Это повышает надежность исполнения сделок, потому что исключается звено "компьютер клиента - сервер компании". Когда биржа позволяет ставить серверы брокеров у себя, то не остается и последнего звена "сервер компании - сервер биржи". А если сервер биржи сломается, то тогда клиенты всех компаний будут в равных условиях, так как уже ничьи заявки исполняться не будут.

Риски использования роботов и польза от них

"Электронная торговля дает больше ликвидности на рынке - это факт в мировом масштабе. Это, конечно, не единственный драйвер ликвидности, но все же драйвер", - говорит С.Суриков.

С ним согласны А.Белинский и М.Беляев.

"Роботы, безусловно, дают ликвидность, причем иногда в самых критичных ситуациях, когда происходит снижение объемов и падение рынка. Они поддерживают в этой ситуации рынки", - считает М.Беляев.

Говоря о роли роботов в осеннем падении котировок на биржах в 2008 году, глава РТС Роман Горюнов сказал, что они сами по себе не особо повлияли на снижение котировок, поскольку роботы - это всего лишь автоматизированный способ подачи заявок.

С.Суриков говорит, что во время кризиса некоторые роботы теряли, а какие-то даже зарабатывали. Пока люди с ужасом видели обвальное падение и не успевали ничего сделать, робот за несколько секунд успевал на тренде и продать свои позиции, и купить их обратно раз десять с прибылью. Кроме того, спреды (разница в ценах бумаг) между Москвой и Лондоном были очень большими в какие-то моменты, так что арбитражеры были просто счастливы, отметил он.

Единственное, что очень плохо влияло на роботов, это внеплановая остановка торгов. Плановые остановки торгов робот может учитывать в алгоритме и не входить в позиции, если прогнозирует падение или рост рынка выше установленных биржей ограничений, либо выходить из них за секунды до остановки.

"Робот не превращает свинец в золото - это просто инструмент для реализации торговых идей - правильных или неправильных", - сказал С.Суриков.

Некоторые игроки рынка отмечают технологические риски, связанные с торговлей через алгоритмические системы, например, роботов может стать так много, в том числе плохо написанных, что это ухудшит быстродействие всех остальных участников рынка.

М.Беляев отмечает, что алгоритмическая торговля зачастую порождает кросс-сделки, которые отклоняет биржа.

"У вас есть два клиента. Когда они делают сделки с определенной частотой, то может сложиться ситуация, когда один клиент поставил заявку на продажу, а другой - на покупку. Такие сделки биржа отклоняет, потому что они проходят внутри одного брокера. Это одна из ключевых проблем, связанная с алгоритмической торговлей, и она требует "подкручивания" на нормативном уровне ФСФР. Сейчас все ищут обходные маневры, чтобы в случае появления кросс-заявок уйти от этого конфликта", - сказал М.Беляев.

Развитие электронной торговли плохо для тех, кто торгует "руками", говорит один из трейдеров, который не использует роботов.

"Я, например, ставлю котировку, и в течение одной десятой секунды меня накрывает как в одну, так и в другую сторону. Я уже давно не могу ставить в первом эшелоне, но теперь роботы живут даже во втором и третьем эшелонах. Торговать должны люди", - считает он.

По его мнению, биржа должна вводить ограничения на роботов.

"Условно: заявка - рубль. Поставить какой-то объем бесплатных заявок, а за остальные брать плату. Ведь это дополнительная нагрузка на сервер биржи", - говорит он.

И.Марич считает, что от торговых роботов больше пользы, чем вреда. Другой вопрос в том, насколько оптимально эти роботы работают. В связи с этим биржа готова помогать участникам эти программы налаживать, чтобы они не создавали препятствий в торгах.

По сути, робот делает то же самое, что и человек, просто быстрее, потому что спреды на рынке сужаются, и человек их просто не успевает замечать, а робот обрабатывает больший объем информации за то же время.

"Когда были огромные спреды и торговали люди, они делали все те же операции и точно так же могли "заваливать" рынок, как и роботы, которые могут сделать это сейчас", - говорит С.Суриков. Он отмечает, что электронная торговля не прибавляет рисков, потому что существуют защитные механизмы рынка, самих роботов и биржи.

Более того, с точки зрения управления рисками такие клиенты более эффективны по сравнению с нероботизированными. Крупнейшие клиенты "Ренессанса" у себя в алгоритмах учитывают торговые лимиты компании, и ей, по сути, не приходится ликвидировать их позиции, они сами ликвидируются, повторяя модель брокера. Алгоритмизированные системы торгуют быстрее, и с точки зрения отслеживания своих рисков они эффективнее, чем человек.

Судьба человека на бирже

Торговля через роботы востребована там, где есть высокая ликвидность или сложности в поддержании одновременно целого ряда котировок, например, на опционах. При торговле низколиквидными инструментами приоритет все равно остается за брокером, сказал А.Белинский.

С.Суриков согласен, что в торговле бумагами второго эшелона роботы вряд ли будут активнее людей.

"Второй и третий эшелон - это компании малой капитализации, торговля ими основана на личных знаниях о том, где есть ликвидность, где можно запустить сделку. Этот рынок во всем мире никуда не делся от людей, а вот ликвидный рынок все больше становится электронным", - считает С.Суриков.

Директор департамента Private Banking "Финама" Алексей Богданов убежден, что за электронной торговлей будущее.

"Программа Deep Blue когда-то выиграла у Каспарова - лучшего шахматиста на тот момент. Финансовый рынок - среда, в которой заключаются огромное количество разных операций, человеческий мозг не в состоянии отследить их все и обработать, поэтому программы будут развиваться", - убежден он.

По мнению С.Сурикова, возможно, развитие электронной торговли повлияет на занятость трейдеров - сотрудников брокерских подразделений. Если говорить о клиентах, которые торгуют на рынке "руками", то они никуда не денутся. Возможно, также "умрут" скальперы (участники, играющие на внутридневных скачках цен), которые совершают операции вручную, потому что роботы делают это эффективнее. Люди, которые имеют свое видение, никуда не денутся.

"Робот автоматически не зарабатывает - должна быть идея, на которой можно поймать свои базисные пункты, поэтому нельзя сказать, что каждый робот, который выйдет на рынок, будет успешным. Скорее всего, это будет так же, как и с трейдерами, которые работают "руками" - большая часть из них со временем "умрет" от неприбыльности", - считает С.Суриков. А.Белинский добавил, что человек также анализирует риски и контролирует позиции роботов, в том числе в конце торгового дня.

С.Суриков отмечает, что многие трейдеры уже переквалифицируются в управляющих машинами. Наверное, будет какая-то категория людей, которая останется без работы, так всегда происходит, но какого-то массового оттока трейдеров не будет.

Они смогут заниматься в большей степени анализом рынка и изучением тенденций, чем концентрироваться на том, как и где это купить - это будет выполняться электроникой, считает он.

"Безусловно, электронная торговля будет развиваться и дальше. Поскольку многим людям, привлекаемым романтизмом фондового рынка, кажется, что здесь есть некий "Святой Грааль". И, как обычно бывает со всем новым и модным, будет заметный прилив желающих использовать эти технологии. Но потом, когда станет ясно, что роботы не дают гарантированный доход и многие разочаруются, будет отлив "модников", - говорит Д.Серебренников.

Однако ни фундаментальный, ни технический анализ (а роботы больше относятся к техническому анализу), ни какой-либо другой не позволяют исключить главный фактор - неопределенность будущего.

"У нас есть очень много клиентов, которые делают руками много сделок, они не доверяют машинам. У человека есть интуиция, которой нет у робота", - отметил А.Белинский.

Обозреватель Римма Зарипова

Новости