Миллионеры, вперед!
Обеспеченные граждане, чей ежегодный доход составляет около 1 млн рублей, станут движущей силой подъема экономики страны в ближайшие годы. Об этом говорится в совместном исследовании MasterCard и Future Lab
Москва. 12 марта. IFX.RU - Обеспеченные россияне, чей ежегодный доход составляет около 1 млн руб., будут локомотивом развития российской экономики в ближайшие годы, уверяют в компании MasterCard. Эта прослойка людей проще других пережила экономические потрясения, и хотя кризис даже миллионеров научил экономить, он не лишил их оптимизма. В планах у состоятельного класса - открытие собственного бизнеса, инвестиции в акции и предметы искусства, поддержание красивого образа жизни и немного благотворительности.
Предметом совместного исследования компании MasterCard и агентства Future Lab стал сегмент обеспеченных россиян (New Mass Affluent, NMA), сформировавшийся в годы экономического бума в РФ. Среди них больше трети (37%) зарабатывают от 919 тыс. руб. до 1,532 млн руб., 27% -766-919 тыс. руб., 22% - 628-766 тыс. руб., и почти каждый десятый (8%) получает 1,532 млн - 2,298 млн руб. в год.
Большинство представителей класса NMA - мужчины, женщин только 35%. В основном это россияне в возрасте 25 - 34 лет (65%), 26% - в возрасте между 35 и 44 годами, 9% - в возрасте 45- 54 лет. Большая часть трудится полной день на постоянном месте работы, но пятую часть (18%) составляют индивидуальные предприниматели. В исследовании, проведенном во втором полугодии 2009 года, приняли участие 1000 респондентов из Москвы.
Как выяснили эксперты, сегмент NMA кризис затронул в меньшей степени. Так, за кризисный год из списка миллиардеров были исключены две трети российских олигархов - так сильно не пострадали толстосумы ни одного другого государства, говорят в Future Lab. "Обеспеченные россияне оказались менее чувствительны к экономическому кризису, так как их благополучие не так сильно зависело от падающих цен на нефть или курса рубля. Это позволило им стать ключевым сегментом в России для всех производителей и дистрибуторов люксовых товаров", - отмечается в обзоре.
В кризис состоятельным гражданам РФ, как и всем остальным, пришлось во многом пересмотреть свои привычки, отказаться от лишних трат и вести себя более бережливо. Россияне, которые раньше совершали покупки в супермаркетах премиум класса "Азбука Вкуса" и "Глобус Гурмэ", теперь предпочитают более экономичные варианты, такие как "Метро" и "Ашан", выяснили исследователи. 81% представителей класса NMA стали меньше путешествовать, около трети решили отказаться от услуг туроператоров. 70% таких россиян начали больше проводить времени с семьей и друзьями и готовить дома. Каждый второй миллионер более не считают покупку дорогой дизайнерской одежды необходимостью, кроме того, все чаще NMA стали покупать одежду в магазинах дисконт или в интернет-магазинах.
Между тем покупка дорогой дизайнерской одежды остается приоритетом для каждого десятого состоятельного россиянина в возрасте 25-34 года. Около четверти представителей класса по-прежнему не желают отказываться от приверженности к определенным автомобильным брендам. При этом многие считают приобретение нового автомобиля необходимостью, а каждый четвертый запланировал покупку машины класса "люкс" в ближайшие год-два. 40% до сих пор считают важным покупку люксовых предметов ухода за собой, для более чем трети обеспеченных россиян приобретение дорогой косметики является обязательным (самые популярные бренды Vichy, Shiseido, Biotherm и Clinique), узнали эксперты.
При этом представители класса NMA являются передовыми потребителями финансовых услуг в России. Более трети (34%) имеют хотя бы одну кредитную карту, 38% - имеют 2 таких карты и нет ни одного, кто бы не имел кредитки вообще. Более четверти состоятельных людей ежемесячно проводят выплаты по остатку задолженности, пятая часть использует кредитные карты для оплаты дорогих покупок, треть - в качестве финансового резерва.
"Сегмент обеспеченных россиян, бесспорно, станет движущей силой будущего подъема экономики России в ближайшие годы", - утверждают авторы совместного проекта. Объясняют они это оптимистическими взглядами данного класса: несмотря на кризис, только один из десяти NMA стал более негативно смотреть на вещи и лишь 1% респондентов пессимистично оценивают свои планы на следующий год.
Более трети участников исследования в будущем считают необходимым инвестировать в сбережения часть заработанных денег, каждый пятый намерен вложиться в акции. Почти половина NMA планируют открыть свой бизнес в течение ближайших 10 лет, причем это в равной степени касается мужчин и женщин (в настоящее время частным предпринимателем является почти каждый пятый обеспеченный россиянин).
Помимо прочего, "кризис разбудил в людях социальные, культурные и альтруистические побуждения", полагает Том Савигар из Future Lab. Хотя не все NMA пока могут позволить себе покупать предметы искусства, около 8% запланировали такие покупки. Каждый десятый из состоятельных россиян в возрасте от 25 до 34 лет пообещал в будущем уделять больше внимания благотворительности. Как показало исследование, один из двадцати представителей класса более старшего возраста (45-54) даже включил в свои финансовые планы спонсорские и меценатские проекты.