От сумы и от тюрьмы не зарекайся…
Пожилому москвичу предъявлено обвинение в насилии над несовершеннолетней вопреки заявлению девочки и ее матери о невиновности старика
Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Объявленная в России война с педофилией приобретает пугающие черты кампании, ведущейся с одной целью – получить "галку" за раскрытие особо тяжкого преступления. Органы следствия, похоже, решили "наштамповать" сексуальных маньяков для повышения показателей раскрываемости, говорит адвокат Фарид Тагиев, которому довелось выступать защитником в одном из таких дел.
Как рассказал адвокат, 66-летнему пенсионеру Н. в минувшую пятницу предъявлено тяжелейшее обвинение – по пункту "а" части 3 статьи 132 (совершение насильственных действий в отношении несовершеннолетней).
А началось все с того, что пожилой мужчина, военный в отставке, 23 февраля, в день защитника Отечества, пошел в гости к другу по соседству, отметить свой праздник. Посидели, выпили, пошел домой, решил по дороге купить пива, … а очнулся в милиции, весь в крови, лицо разбито, денег нет... И узнает, что на него написано заявление, в котором неизвестная женщина сообщает, что ее 14-летняя дочь обнаружила старика на их этаже со спущенными штанами. Заявление написано матерью со слов девочки.
Дальше события развиваются стремительно. За дело берется следователь СКП по Люблинскому району Москвы Сергея Павленко. По словам Тагиева, "обвинение в лице следователя сразу же избирает линию поведения, исключающую возможность оправдания пенсионера, и действует с многочисленными нарушениями УПК и Конституции РФ".
Как рассказал Тагиев, утром 24 февраля заявительница с дочерью явились на допрос к следователю. "До этого мать, поговорив с девочкой, выяснила, что дед ее просто напугал своим видом, - говорит адвокат. – Родственникам гражданина Н., которые стоят тут же, перед кабинетом следователя, мать и девочка заявляют, что, они сами не видят никакого злого умысла в действиях старика и хотели бы забрать заявление". Родственники с облегчением вздыхают.
Но затем, после допроса, продолжавшегося без перерыва 4 часа, мать и дочь бегом покидают Следственный отдел, на ходу бросив, что Павленко не позволил им забрать заявление.
"Следователь Павленко продержал избитого пожилого человека на ногах в коридоре 9 часов, и, хотя видел, в каком состоянии мой подзащитный, отказался провести его медицинское освидетельствование. С адвокатом и родственниками задержанного он вообще отказался говорить, заявив, что все общение будет происходить путем передачи документов в канцелярию Следственного отдела2, - отметил Тагиев.
Единственное, что сказал после следователь, так это, что "свое представление по делу уже составил" и задержанному "придется все вспомнить". Объяснил он свою позицию весьма оригинально: не бывает такого, чтобы человек, выпив, сначала происходящее помнил, а потом вдруг помнить перестал.
А потом, по свидетельству очевидцев, следователь вкрадчиво добавил: вот если бы, мол, гражданин все сам вспомнил, он бы подумал, брать ли его под стражу. Пожилой человек, естественно, оговорить себя отказался.
Ночью после допроса пенсионера госпитализировали в спецблок 20-й Городской клинической больницы с диагнозом, который затем полностью подтвердился, - двусторонняя пневмония, гипертония, закрытая черепно-мозговая травма, ушибленные раны головы и грудной клетки.
За несколько часов до этого следователь ввел родственников в заблуждение, сказав, что "не в его компетенции" давать разрешение на передачу задержанному необходимых предметов гигиены, лекарств и продуктов. В результате, старик больше недели оставался в окровавленной одежде и был лишен возможности хоть как-то привести себя в порядок.
"Невзирая на тяжелое состояние задержанного, Павленко добился, чтобы из больницы его доставили в Люблинский районный суд, где тот был взят под стражу на основании ничем не подтвержденного заявления следователя, что на свободе тот "может помешать установлению истины по делу", говорит адвокат.
Как рассказали родственники старика, заранее напечатанное на двух страницах постановление суда о заключении Н. под стражу было подписано судьей через пять минут после объявления решении.
"Суд абсолютно формально подошел к вынесению решения о взятии гражданина Н. под стражу. Судья отказался выслушать адвоката, принять во внимание положительные характеристики, многочисленные грамоты и награды задержанного, а также, что особенно важно, учесть его физическое состояние и справку о его хронических заболеваниях. Ряд болезней весьма серьезные и сами по себе говорят в пользу несостоятельности предъявленного обвинения",- говорит Тагиев.
Как сообщил адвокат, следователь на суде заявил, что все эти справки не забрал из канцелярии. "Действительно, зачем было приобщать к делу то, что обвинению не нужно", - заметил Тагиев.
После этого ни адвокат, ни родственники несколько дней не могли установить местонахождение гражданина Н., С.Павленко давать эту информацию отказывался.
Тем временем, авторы заявления – мать и дочь повторно явились к следователю. Но уже со своим адвокатом, поскольку, как выяснилось, С.Павленко ранее предупреждал их о возможности возбуждения уголовного дела по ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос), если они откажутся от прежних показаний.
"В присутствии адвоката потерпевшие написали заявление, что гражданин Н. в отношении девочки никаких насильственных действий не совершал и ими не угрожал. При этом они письменно подтвердили, что первоначальное заявление было написано под давлением этого самого следователя", - говорит Тагиев. Тем не менее в настоящее время гражданин Н. продолжает находиться в СИЗО "Матросская тишина".
"В субботу 06.03.2010 года мне позвонил следователь С.Павленко и сообщил, что моему подзащитному Н в отсутствие его адвоката было таки предъявлено обвинение. Сам Н. отказался от общения со следователем без моего участия, но это не помешало С. Павленко составить формальный протокол допроса и вынести постановление о предъявлении обвинения", - отметил Ф.Тагиев.
Он обратил внимание на то, что "обвинение было предъявлено уже после получения заявления о непричастности Н. к совершению преступления". Однако, по сведениям адвоката, в деле гражданина Н. без какого-либо уведомления защиты уже появились другие эпизоды, в которых фигурирует этот человек.
"Очевидно, увидев перед собой беспомощного старика, который к тому же ничего из случившегося с ним не помнит, следователь решил сделать из него серийного маньяка и "повестить" на него все нераскрытые эпизоды в этом районе. Это весьма распространенная практика", - говорит Тагиев.
Следователь Павленко прокомментировать эту ситуацию «Интерфаксу» отказался, заявив, что будет говорить только с разрешения начальства, не уточнив, кто таковым для него является.
Между тем, по информации из источников в правоохранительных органах, на днях в одном из районных судов Москвы получило неожиданный поворот дело, которое расследовалось тем же Следственным отделом по Люблинскому району: потерпевшая в судебном заседании отказалась признать насильника в обвиняемом, заявив, что указать на этого человека ее заставил следователь.