Прабхат Шукла: Уровень экономического сотрудничества Индии и России несоизмеримо низок по сравнению с масштабами наших стран

Посол Индии в России Прабхат Пракаш Шукла рассказал о перспективах торгово-экономического сотрудничества Москвы и Дели, о контрактах в области атомной энергетики и военно-технической сфере, а также о том, что индийская сторона ожидает от визита Владимира Путина в эту страну

Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 10 марта. INTERFAX.RU – 11-12 марта премьер-министр РФ Владимир Путин посетит Индию. О том, что индийская сторона ожидает от этого визита, о перспективах торгово-экономического сотрудничества Москвы и Дели, контрактах в области атомной энергетики и военно-технической сфере, а также взаимодействии РФ и Индии на международной арене в интервью "Интерфаксу" рассказал посол Индии в России Прабхат Пракаш Шукла

- Господин посол, что Индия ожидает от предстоящего визита в Дели премьер-министра России Владимира Путина? Каких результатов Вы надеетесь достичь?

- Хочу начать с того, что этот визит г-на Путина будет первым с января 2007 года, так что он приезжает к нам после примерно трехлетнего перерыва. Мы всегда рады принимать российских лидеров, и мы помним, что г-н Путин был автором идеи индо-российского стратегического партнерства, знаем о его значительном вкладе в развитие индо-российских отношений.

Что касается конкретных результатов, знаете, Индия и Россия – это две крупные державы, лидерам просто нужно встречаться и говорить, у нас есть много тем для обсуждения. Это будут и двусторонние вопросы, и региональные, и международные. Так то повестка дня очень обширна.

Со своей стороны, хочу сказать, что наше экономическое сотрудничество отстает от прочих сфер взаимодействия. Это признают лидеры наших стран, и мы все должны работать над тем, чтобы снять это отставание. Так что полномасштабный дружеский обмен мнениями по вопросам экономики, энергетики – как ядерной, так и углеводородной – будет среди первых пунктов повестки дня. Есть и немало других отраслей, в которых еще много можно сделать. В первую очередь, я имею в виду сферу IT, и здесь российские компании могут многое выиграть от сотрудничества по линии аутсорсинга с Индией. Многие западные компании так и поступают, особенно в эти непростые для экономики времена. Это выгодно как с точки зрения повышения эффективности, так и с точки зрения сокращения затрат. Так что, мне кажется, это очень многообещающая область сотрудничества. Но, конечно же, еще есть такие сферы, как энергетика, алмазная и фармацевтическая промышленность, туризм. Нам очень многое надо сделать.

Если говорить конкретно, я бы сказал, что мы ожидаем результатов в сфере энергетики, должны быть разработаны и подготовлены к подписанию соглашения в оборонной сфере, и, как я уже сказал, есть еще вопрос взаимодействия бизнеса двух стран.

- То есть, можно ожидать, что в ходе визита будут подписаны какие-то соглашения в упомянутых Вами сферах?

- Да, это так. Вообще, это год обещает быть очень насыщенным, и это хорошо. У нас уже было два или три визита высокого уровня из России в Индию, и мы ожидаем, что скоро Россию посетят некоторые министры правительства Индии. У нас также запланировано много ежегодных встреч, например – заседание индо-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, межправительственной комиссии по оборонному сотрудничеству, индо-российский торгово-инвестиционный форум и, наконец, в конце ноября-начале декабря состоится ежегодный саммит. Так что работы будет много, но и надеяться можно на многое.

- Будет ли на повестке дня переговоров в Нью-Дели тема иранской ядерной программы? Какова позиция Индии по этому вопросу и возможности введения санкций ООН против Ирана?

- Я бы сказал, что обязательно будет рассмотрено положение дел в регионе в целом. Текущая ситуация в Пакистане, Афганистане представляет для наших стран большой насущный интерес. Мы следим и за ситуацией в Иране. Так что есть много тем для обсуждения. Давайте посмотрим.

- В минувшем году мировой кризис ударил по экономическому взаимодействию практически всех стран. Как он отразился на отношениях России и Индии? Какие пути увеличения уровня товарооборота Вы видите, и насколько реальной в сложившихся условиях выглядит задача увеличения его суммы между нашими странами?

- Индия и Россия поставили цель достичь уровня двустороннего товарооборота в 10 млрд долларов к 2010 году, но эта цифра была изменена на 20 млрд долларов к 2015 году на 15-м заседании индо-российской межправительственной комиссии по вопросам торговли, экономическому, технологическому и культурному сотрудничеству, которое прошло 21 октября 2009 года в Москве. Двусторонний товарооборот между Индией и Россией увеличился, несмотря на экономический кризис, и в настоящее время достигает 7 млрд долларов. Тем не менее, уровень экономического сотрудничества между двумя странами несоизмеримо низок по сравнению с масштабом его участников. Главной причиной этого относительно низкого уровня экономического сотрудничества между нашими странами является недостаточно компетентный уровень деловых контактов. Во времена Советского Союза, деловые сделки заключались преимущественно между государственными предприятиями. Все эти связи были утрачены в постсоветский период. Правительства Индии и России предприняли несколько новых проектов с целью укрепления связей между нашими экономическими компаниями, в том числе индо-российский форум по торговле и инвестициям, а также Совет CEO, который в декабре 2009 года провел встречу в Москве в рамках ежегодного саммита.

Были определены секторы экономики, по которым ведется взаимодействие, и мы будем стремиться сделать наше сотрудничество в этих областях более интенсивным. Сюда относятся такие отрасли как углеводороды, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии, металлургия и добыча полезных ископаемых, алмазная промышленность, удобрения, пищевая промышленность, автомобилестроение, строительство и инженерия, финансы, телемедицина и автомобилестроение. Информационные технологии и энергетика являются наиболее перспективными областями для увеличения объема продаж, инвестиций и укрепления деловых связей.

Что касается информационных технологий, то здесь сотрудничество будет взаимовыгодным. Расширение влияния Индии на мировом рынке повлечет для России повышение рентабельности и снижение затрат. Кроме того, вкладывая инвестиции, наши IT-компании создают рабочие места.

- В последнее время атомная энергетика занимает все более значительное место в экономических отношениях наших стран. Недавно было заключено рамочное соглашение, по которому Россия построит в Индии еще четыре ядерных реактора в Куданкуламе и, кроме того, будет работать на площадке в Западной Бенгалии. Определены ли уже сроки и стоимость данных проектов? Российская сторона также высказывала надежду на получение заказа на 20 энергоблоков на трех площадках в Индии. Готова ли индийская сторона заключить с РФ соглашение по этому поводу, и какова может быть его сумма?

- Сотрудничество в энергетической отрасли является одним из ключевых аспектов индийско-российского стратегического партнерства. Сюда относится совместная работа в области атомной энергетики и углеводородов. Наблюдается развитие сотрудничества в обеих сферах, но я бы сказал, что более быстрый прогресс мы имеем в области атомной энергетики.

В декабре 2008 г. мы подписали межправительственное соглашение о строительстве дополнительных АЭС в районе Куданкулама в Тамилнаде, а также вблизи новых городов Индии. 16 октября прошлого года правительство Индии выделило дополнительную строительную площадку в Харипуре в штате Западная Бенгалия, где будет построено еще несколько АЭС при участии России. На недавнем ежегодном саммите в декабре прошлого года, где присутствовали премьер-министр Манмохан Сингх и президент Медведев, стороны подписали межправительственное соглашение, которое позволит расширить сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии. Это важный момент, так как нам не следует ограничивать наше сотрудничество только строительством АЭС.

Тесное сотрудничество в области атомной энергетики и углеводородов, несомненно, приумножит влияние на другие секторы экономики. Наше сотрудничество в энергетической сфере должно способствовать укреплению торговых связей и росту инвестиций в те секторы экономики, которые на сегодня недостаточно освоены.

- Москва и Дели договорились развивать сотрудничество в сфере фармацевтики, где Индия является одним из признанных лидеров. Определены ли уже какие-либо конкретные области взаимодействия в этой области? Планируются ли совместные клинические разработки новых лекарств или Россия так и останется лишь импортером индийской фармацевтической продукции?

В области фармацевтики и здравоохранения Индия для России была и остается самым надежным поставщиком качественных непатентованных лекарственных средств, и перспективы сотрудничества в этой сфере выглядят многообещающими. Фармацевтическая продукция производства Индии отвечает международным требованиям качества и в среднем на 30-40% дешевле применительно к российскому рынку. Известные индийские фармацевтические компании широко представлены в России.

С целью укрепить наше сотрудничество в данной области, мы ищем возможности совместного производства и проведения исследований. На рассмотрении находится несколько предложений по созданию совместных предприятий на территории Индии по производству антибиотиков. Стороны также работают над меморандумом между Агентством Индии по регулированию лекарственных средств и российской Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (ФСНЗСР) по сотрудничеству в области качества и гарантии безопасности медикаментов.

- Недавно Москва и Дели договорились о новых условиях поставки авианосца "Адмирал Горшков". Российские и индийские СМИ называют сумму примерно в 2,5-2,7 млрд долларов. Не могли бы Вы уточнить, каковы точные сроки поставки корабля индийской стороне и новая сумма контракта?

- Переговоры между Россией и Индией об окончательной стоимости ремонта и переоснащения авианосца "Адмирал Горшков", которые последовали за встречей на саммите в начале декабря, были окончены в Нью-Дели 24 декабря 2009 года. Я рад подтвердить, что новые условия цены и поставки успешно обговорены. В ближайшее время мы надеемся подписать соответствующие соглашения.

За последние годы обмен между гражданами наших двух стран значительно увеличился, в частности – за счет туристического потока и деловых поездок. Не планируется ли в этой связи облегчить или отменить визовый режим?

За последние пять лет количество виз, выданных нашими представительствами в Москве, Владивостоке и Санкт-Петербурге значительно возросло. В 2009 году наши представительства в России выдали более 90 тыс. виз, включая около 80 тыс. туристических виз и 6000 деловых виз. В настоящее время консульства двух стран ведут переговоры о подписании соглашения об упрощении процедуры получения виз, что позволит облегчить поддержание связей между бизнесменами, представителями культурных, научных и образовательных учреждений, а также поспособствует развитию туризма между Индией и Россией.

- Мировой кризис поставил много вопросов о существующей международной финансовой архитектуре, в том числе – о ее валютной составляющей. С учетом нестабильности основных резервных валют насколько целесообразным могло бы быть введение новой международной единицы и какой именно?

- Мировой дисбаланс, а также неудачи при регулировании и контроле финансовых рынков некоторых стран передовой экономики привели к текущему экономическому кризису. Кризис показал необходимость глобальных изменений мировой финансовой структуры, именно к этому выводу пришли по итогам саммита "большой двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге. В результате кризиса стало ясно, насколько важна роль "большой двадцатки", и что решение проблемы при участии меньшего числа государств невозможно. В скором времени будут проведены реформы мировой финансовой структуры, отражающие современное состояние экономики.

Я уверен, что программа реформ, принятая на саммите "большой двадцатки" примет во внимание систему в целом, включая валютные единицы, используемые в международных экономических операциях. Как показала история, невозможно законодательно утвердить валюту, которая будет мировой единицей – еще во времена Бреттон-Вудса велись подобные разговоры, но они ни к чему не привели. Данный процесс требует времени, и решение, несомненно, появится в будущем.

- Одними из самых значительных вызовов современности остаются терроризм и экстремизм. Как Россия и Индия могут объединить усилия в борьбе с этими явлениями? Возможна ли, по вашему мнению, разработка совместной антитеррористической стратегии? Рассматривается ли возможность подготовки индийских антитеррористических подразделений в России или с учетом российского опыта?

- Россия – проверенный временем, надежный друг Индии, который всегда поддерживал нас в трудные времена. Россия и Индия могут совместно разрабатывать эффективные контртеррористические меры, в том числе строить тесное взаимодействие и обмен сведениями между спецслужбами и информационными агентствами наших государств. Мы сможем очень хорошо понять друг друга по данным вопросам, так как и Индия, и Россия пострадали от терроризма.

- Вы упомянули о необходимости улучшения координации России и Индии в деле выработки антитеррористической и антиэкстремистской стратегии. Не могли бы вы пояснить, что именно имеется в виду?

- Нашим странам известна опасность, которая исходит от экстремистской идеологии и поддержки терроризма. В 90-х годах мы ощутили серьезный, очень серьезный ущерб, который этими явления нанесли и России с Центральной Азией, и Индии. Так что я думаю, в наших общих интересах вместе с международным сообществом сделать все, чтобы мы могли распознавать и нейтрализовывать эти угрозы.

- Большую обеспокоенность у международного сообщества по-прежнему вызывает ситуация в Афганистане и Пакистане. Каким образом Россия и Индия могли бы объединить усилия для предотвращения расползания очагов терроризма с территории этих стран и – в перспективе – их искоренения?

- Террористические группировки, которым наши соседи оказывают помощь и всячески поощряют их действия, представляют серьезную угрозу для усилий мирового сообщества, афганских властей и общества по стабилизации и восстановлению Афганистана. Только тесное международное взаимодействие может привести к успешной борьбе с террористическими силами, которые получают финансирование и планируют операции через глобальные сети.

Как и все остальные страны, солидарные с нами по этому вопросу, Россия и Индия должны развивать взаимодействие для совместной выработки стратегий и их реализации с целью искоренения терроризма и экстремизма.

Мы верим, что Россия способна оказать влияние на страны, которые спонсируют террористические организации, и надеемся, что она использует это влияние с целью их убеждения в том, что терроризм как инструмент государственной политики работает не на благо страны, а против нее.

- Ранее индийская сторона выразила намерение поднять стратегическое взаимодействие с ШОС на качественно новый уровень. В чем конкретно это будет проявляться? Планирует ли Индия повысить уровень своего присутствия в ШОС, например – из наблюдателя стать полноправным членом организации?

- Страны ШОС – это сообщество стран, имеющих различную культуру, историю и ресурсы. Индия состоит в прекрасных отношениях со всеми членами ШОС. Длительность связей Индии со многими странами насчитывает несколько столетий, если не тысячелетий, эти связи основаны на глубоко укорененных культурных, цивилизационных и экономических ценностях. Сегодня мы вместе лицом к лицу сталкиваемся со многими угрозами, общими для всех, будь это усиление религиозного экстремизма и терроризм, влияние глобальных изменений климата на неимущие и менее защищенные слои общества или негативные результаты экономического кризиса. Нам необходимо вместе выработать пути повышения эффективности экологически чистой энергии и устойчивого развития. Мы убеждены в том, что страны-члены ШОС и Индия должны извлечь пользу из тесного сотрудничества друг с другом.

- В последнее время складывается множество международных форматов, самым мощным из которых стала "большая двадцатка". Насколько в этих условиях целесообразно существование БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), и каковы, по Вашему мнению, перспективы у этого формата?

- Возникновение подобных международных форматов свидетельствует о растущей взаимозависимости в мире. Кроме того, это говорит о том, что организации мирового уровня, созданные в конце Второй Мировой войны, такие как ООН, Совет Безопасности ООН, а также элементы глобальной финансовой архитектуры как Мировой Банк и Международный валютный фонд в своем существующем виде больше не могут отвечать глобальным вызовам 21 века. Следовательно, необходимы срочные реформы.

"Большая двадцатка" показала себя как действенный механизм для решения проблем, связанных с мировым экономическим кризисом. Тем не менее, все решения, принятые на саммитах "большой двадцатки" в Лондоне и Питтсбурге по вопросам стимулирования экономики и реформ финансовой структуры должны быть поддержаны политикой каждой страны в частности. Что касается экономики стран БРИК, то я считаю роль этих стран чрезвычайно важной, и это станет более очевидно со временем.

- Уже несколько лет идут разговоры о реформе ООН, в частности – ее Совета Безопасности. Каким должен стать новый облик ООН? Рассчитывает ли Дели на поддержку России для получения места постоянного члена СБ ООН?

ООН была учреждена после Второй мировой войны, и с тех пор число ее стран-участников возросло почти в четыре раза, включая большое количество развивающихся стран. ООН – единственная всеобщая организация, пользующаяся уважением во всем мире. ООН поставила амбициозные цели на будущее, в том числе Цели развития тысячелетия. Для достижения этих целей организация нуждается в обширных реформах, которые в настоящее время обсуждаются. Процесс реформирования не будет законченным и эффективным, если не произойдут изменения в Совете Безопасности ООН, в том числе расширение постоянных и непостоянных категорий членства, так как реформы должны отражать реалии современного мира.

Россия прекрасно понимает это, и мы постоянно находимся в контакте по этим вопросам. Российское руководство неоднократно поддерживало Индию, в том числе и на саммите в декабре 2009 года, как сильного и достойного претендента на постоянное членство в расширенном Совете Безопасности ООН.