Снос "дачи Муромцева"
В Царицыно начался снос здания бывшей дачи председателя Первой Госдумы Сергея Муромцева. Горожане попытались помешать сносу, милиция задержала несколько человек
Москва. 7 марта. INTERFAX.RU – В воскресенье начался снос постройки на месте бывшей дачи председателя Первой Государственной Думы Сергея Муромцева в Царицыно. Жители города пытаются помешать сносу дома.
"Рано утром к государственному заповеднику "Царицыно" прибыли сотрудники милиции, судебные приставы, префектура ЮАО, а также несколько единиц строительной техники", - рассказал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах столицы. Однако в пресс-службе столичного Управления Федеральной службы судебных приставов "Интерфаксу" заявили, что "судебные приставы в выходные и праздничные дни не работают". В свою очередь Представитель Управления ФССП уклонился от комментариев по ситуации на юге Москвы в ГМЦ "Царицыно".
На месте событий
Между тем, по данным ГУВД Москвы, на юго-востоке столицы на 5-й Радиальной улице, в районе "дачи Муромцева" задержаны семеро человек. "Семь человек задержаны за воспрепятствование исполнению решений суда", - сообщил "Интерфаксу" дежурный офицер группы оперативно-информационного реагирования столичного ГУВД. Он также отметил, что задержанные были доставлены в ОВД "Царицыно" и после разъяснительной беседы отпущены.
Однако по информации местных жителей, задержаны около 50 человек, пытавшихся помешать сносу "дачи Муромцева". "Забрали очень много людей, сначала избив их. Всего около 50 человек, это какой-то геноцид", - рассказал "Интерфаксу" один из жильцов Кирилл Болдырев. По его словам, милиция действует "беспрецедентно жестко". "Десять человек просто выбросили со второго этажа, кто-то из них серьезно пострадал", - утверждает Болдырев.
По словам Болдырева, в настоящее время здание на месте бывшей дачи Муромцева почти полностью разрушено. Очевидец сказал, что от здания "уже мало что осталось". "Гастарбайтеры разбирают завалы и пилят деревья", - отметил он. Болдырев утверждает, что не имеет возможность забрать вещи из разрушенного дома. "Все оцепили, нам не позволяют приблизиться и забрать наши личные вещи", - сказал собеседник агентства. Он рассказал, что был вынужден покинуть дом, в котором он ранее забаррикадировался. "У меня было два пути - либо я замерзну, либо спущусь", - пояснил очевидец.
Бывший жилец дачи сообщил, что строительная бригада вывезла в неизвестном направлении две бытовки. Сейчас, по его словам, Болдырев вместе с еще несколькими жильцами заперлись в одной из бытовок и отказываются ее покидать. "Нам сказали, что мы должны убраться до вечера. Но мы никуда не поедем", - сказал собеседник агентства. Болдырев подчеркнул, что до сих пор судебные приставы не продемонстрировали судебного решения о сносе. "Решения никто не видел, никому его не показали, ни жильцам, ни журналистам. Нам только сказали, что там написано о вывозе строительного мусора", - сказал он, добавив: "Резонно, сначала они превратили дом в строительный мусор, а теперь его вывозят ".
В свою очередь СМИ сообщили о задержании от 7 до 10 защитников "дачи Муромцева". "Пять человек, из числа протестующих, обратились в скорую помощь с симптомами стресса. Несколько, в том числе один из координаторов движения Архнадзор, задержаны", - рассказал ранее телеканал "Вести-24".
По его данным, все началось в 6:30. "Появились наряды милиции, люди забеспокоились, стали выходить - они жили тут же, в бытовках. Когда люди поняли, что начались активные действия, они стали "занимать позиции". Примерно 10 человек прошли на второй этаж сгоревшего здания и держали там оборону", - отметили "Вести-24". Телеканал сообщил, что люди распределились по зданию, потом милиция их оттеснила. Позднее к "даче Муромцева" прибыли строители и тяжелая техника. Дом разбирают и вывозят на грузовиках.
Реакция правозащитников
Правозащитники встревожены развитием ситуации в Царицыно. Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева заявила "Интерфаксу" в воскресенье, что действия властей напоминают ей недавнюю ситуацию с московским поселком "Речник", когда в мороз сотрудники правоохранительных органов заставляли жителей поселка покинуть дома, которые шли под снос. "Это отголосок "Речника", за который некоторым, как следует попало, но, к сожалению, это их ничему не научило", - сказала она. Глава МХГ, ссылаясь на защитников "дачи Муромцева", сообщила, что у властных структур были полномочия убрать мусор, оставшийся после пожара, но их действия можно расценивать как нарушение прав человека.
По словам Алексеевой, защитники "дачи Муромцева" поставили деревянные бытовки, в которых они живут после пожара. "В одной из бытовок живет беременная женщина. Я не исключаю, что она может остаться на улице, - отметила правозащитник.
О действиях властей с постройками на "даче Муромцева" Алексеева сказала: "Милиционеры не представляются, грубят, выволакивают людей из дома. Все это делается очень грубо. Сам факт, что приехали сносить в выходной день, показывают, что происходит что-то плохое. Приехали бы в рабочий день, показали бы все документы". "Такие вещи делают с предупреждением, в теплое время года, и не выволакивают людей из дома на холод", - заметила глава МХГ. По ее словам, защитники "дачи Муромцева" пытаются связаться с дежурным прокурором Москвы, чтобы просить его о помощи и вмешательстве прокуратуры.
Как все начиналось
Напомним, что в ночь на 3 января в Царицино на даче председателя Первой Госдумы произошел пожар, в результате которого она сгорела. После пожара защитники "дачи Муромцева" жили в деревянных бытовках, на территории усадьбы. Постройка знаменита тем, что именно здесь составляли проект первой Российской Конституции. В этом доме гостил Иван Бунин и жил писатель Венедикт Ерофеев.
Между тем, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, "дачи Муромцева" фактически нет в российской столице уже несколько десятилетий. "Я с сожалением наблюдал за тем, что определенные люди, которые считают себя оберегателями архитектурных ценностей, до сих пор поддерживают вопрос вокруг сгоревшей так называемой "дачи Муромцева", - заявил ранее мэр. В 1968-ом году здание (историческая дача Муромцева) было разобрано, на его месте был построен двухэтажный деревянный многоквартирный дом.