Улыбка без кота

Многое в новой экранизации "Алисы в Стране чудес" прекрасно и удивительно. Но тем сложнее смириться с ощущением, что бертоновская версия не работает

Москва. 4 марта. INTERFAX.RU - "Не плачь, Алиса, ты стала взрослой". Начать это можно как-то так. Как сообщает в разделе любопытных фактов imdb.com, среди кандидатур на роль главной девочки в Стране чудес претендовала "великая и ужасная" Линдсей Лохан. Но есть справедливость на Земле.

Маленькую Алису, которую сыграла Мия Васиковска, австралийская полячка, сначала мучает один и тот же навязчивый кошмар, потом она быстренько взрослеет и вынуждена посещать скучнейшие светские мероприятия, одно из которых будет устроено в честь ее долгожданной помолвки с рыжим недотепой. На алисином выбеленном лице страдание и почти немой протест, и ты уже минут десять думаешь, что ошибся залом и попал на какое-то другое кино с несчастной и холодной девушкой, смутно напоминающей Клэр Дейнс времен "Ромео + Джульетты". Но нет, все правильно, на носу 3D очки, и это совершенно точно новая "Алиса в Стране чудес" любимого готического выдумщика Тима Бертона.

Как обычно, положение спасает Белый Кролик. Шевелятся кусты, мелькает пушистый хвостик и в кадре появляется знакомая нора, с которой все начинается. Но начинается так не новое слово о чудесной девочке Алисе и ее фантазиях, а четкое, стратегически выверенное кино о спасении королевства, помощи старым друзьям, милосердии к злопастному Брандашмыгу, непременной финальной битве и прочих блокбастерских истинах.

Вздыхать и щелкать языком в темноте зрительного зала, наверное, не стоит, новая "Алиса" на шестьдесят процентов прекрасна, ну а на немалые сорок – скучна и неприветлива. У Бертона не могло не случиться всех этих удач в создании Чеширского Кота, чешуйчатых карт в красной кольчуге, гидроцефальной Красной Королевы (Хелена Бонем Картер), безумного радужноглазого Шляпника (Джонни Депп). Но история самой Алисы каким-то почти механическим образом оказалась выхолощенной раскраской с элементами 3D волшебств.

Но художника может обидеть каждый, а именно художником Бертон в "Алисе" как будто бы быть и перестал. Или, может, все-таки не перестал, а неудачно приземлился на грядку иллюстратора, забыв про особенности скорости полета фантазии, просто применил в предложенной "Диснеем" задачке уже обкатанные формулы расчета красоты. Сможет ли такое простить внимательный и фанатичный зритель из стана "алисоманов" и "бертоноведов", неизвестно. Но стоять на выходе из кинозала и ловить разочарованные взгляды никому бы не хотелось.

Все это, конечно, не к тому, что новая "Алиса" так сильно нуждается в снисхождении и оправдании, нет, нет, и еще раз, нет. Обида и недоумение знатока или же человека, считающего себя таковым, это как кульминационная стадия преданности авторскому мастерству. Впереди только переквалификация, смена кумиров, ориентиров и прочие онтогенетические преобразования. Все, как в том самом эпизоде с пирожком и склянкой: "Съешь меня" и "Выпей меня". Или ничего сложного, или ничего простого, только "все страньше и страньше".

Обозреватель Полина Грибовская

Новости