Улюкаев: "Я оптимист? Не обязательно"
Ни второй волны, ни третьей волн кризиса не будет. Снаряд не падает в одну воронку дважды. Но выйти из кризиса прямой дорогой не получится, заявил первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. При этом он рассказал, что собирается приобрести одну из 50 выпускаемых Банком России золотых монет весом в 5 кг
Москва. 3 марта. IFX.RU - Банк России к своему юбилею выпустит рекордную по весу 5-килограммовую золотую монету номиналом 50 тыс. рублей. Выпущено таких монет будет очень мало - тираж составит всего 50 штук. На одну из них уже нашелся покупатель. Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев поведал в интервью "Известиям", что лично он собирается купить "пятикилограммовый денежный знак".
Столь маленький тираж отнюдь не означает, что в России мало людей, чей достаток позволяет делать столь дорогие приобретения. Как пояснил А.Улюкаев, при выпуске коллекционных монет ЦБ не ориентируется на богатых людей. В основном, по его словам, юбилейные монеты достаются тем, кто имеет отношение к событию, в честь которого она выпущена.
Вес юбилейной монеты будет рекордным для российского Центробанка. Эксперты "Интерфакса" посчитали, что исходя из нынешних цен на золото (более $1000 за тройскую унцию), изготовление каждой такой монеты обойдется в 5 млн рублей.
Золото: инвестиции не для всех
Спрос на монеты из золота и других драгоценных металлов в последние годы вырос на фоне кризисных явлений на международных финансовых рынках. Золото всегда будет естественным качественным активом и, как отмечает первый зампред ЦБ, центробанк стремится увеличить объем золота в своих резервах. Но инвестиции в желтый металл, по его мнению, удел квалифицированных инвесторов. "Человеку с улицы нужно просто держать деньги в надежном банке. И все. Неквалифицированный инвестор всегда принимает наименее эффективное решение", - считает А.Улюкаев. Но, если уж очень хочется, то в качестве одной из рекомендаций банкир посоветовал выбрать металлический депозит и "сидеть в нем и не метаться".
Снаряд не падает в одну воронку дважды
Не обошлось и без темы кризиса. Алексей Улюкаев не ожидает новых волн кризиса, при этом проблемы есть и будут, но всякий раз новые.
"Генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Вот и теперь новую реальность с новыми проблемами воспринимают как переиздание старой. Не нужно этого делать. Не будет ни второй волны, ни третьей. Дважды снаряд в одну воронку не падает. Проблемы есть, проблемы будут, но это всякий раз новые проблемы", - заявил первый зампред ЦБ.
По его мнению, будет длительный период волатильности, неустойчивости, колебаний на финансовых и денежных рынках, в бюджетах, в факторах роста. "Выйти из кризиса прямой дорогой не получится. Скачки индексов, курсов валют, "прыжки" товарных цен - это уже есть, и это только начало", - указывает он. Причины кроются в том, что, по словам А.Улюкаева, "глобальная финансовая система не решила ряд фундаментальных проблем, главная из которых - накопление государствами огромных бюджетных дефицитов".
В этой ситуации международные инвесторы теряют почву под ногами. Раньше они знали: хочешь надежных, ликвидных активов - вкладывайся в суверенные обязательства. Все, нет больше этой "тихой гавани". И это порождает огромные риски глобальной финансовой нестабильности, указывает банкир.
Банки не могут пристроить ликвидность
Ситуация в банковской сфере стала еще одной темой интервью: у банков больше нет проблемы нехватки ликвидности, но зато появилась другая проблема - куда ее пристроить.
"Сейчас они сидят на деньгах, у них где-то полтора триллиона рублей свободных резервов. Но превратить эти деньги в кредиты не получается. Нет спроса. Вот это банки тревожит", - говорит А.Улюкаев.
По его словам, первоклассные российские заемщики уходят из наших банков в иностранные. При этом кредиты российских банков погашаются зачастую досрочно. Причина - "там процентные ставки существенно ниже".
Кредитные организации сами загнали себя в ловушку. "Банки оказались в плену борьбы за долю рынка, неправильно оценили макроэкономическую динамику, в результате набрали дорогих депозитов. Предложить их заемщику дешевле очень трудно. А инфляция снижается, кредитные ставки падают, и в результате убытки", - поясняет представитель ЦБ. К тому же банки раньше, в период перегрева, "закрывали глаза на риски заемщиков". Теперь, судя по комментариям А.Улюкаева, пришло осознание рисков. "Банкир оценивает свой страх с помощью процентной ставки. Высокий риск - высокая ставка", - указывает он.
Это ступор, как считает А.Улюкаев, закончится новой переоценкой рисков и ростом кредитования. Сначала один решится кредитовать, потом второй, а там и все остальные. Собственно он ожидает роста кредитования во втором квартале этого года. При этом ставки по кредитам будут снижаться быстрее депозитных.
Деньги без "конвойных" не дойдут до предприятий?
Деньги на поддержку предприятий выделены, но до них не доходят. Алексей Улюкаев образно пояснил, почему сложилась такая ситуация: "Есть хорошее выражение - "расконвоированные деньги на Север не идут". То есть они идут туда, где комфортнее, где лучше бизнес-среда. Этого, как считает он, многие не понимают. "Назначают такие-то предприятия и требуют, чтобы деньги в них непременно поступили. Но при этом "конвойных" к ним не приставляют. Хоть ты тресни, если это плохие предприятия, деньги туда не пойдут. Под нажимом - пойдут, но под первым же предлогом вернутся".
Вообще, как считает он, в идее "обусловленной господдержки" есть изъян, который прямо противопоставляет ее идее модернизации. "Вот пытались, например, выдавая 10-летние субординированные кредиты, обусловить их требованием, чтобы банки давали определенную долю той или иной отрасли. То есть мы сегодня решаем, что будет востребовано в 2020 году! Хороша модернизация с заложенным отставанием", - сетует А.Улюкаев.
И в целом, по его словам, главная ошибка экономического курса страны - низкое качество институтов, государственных и корпоративных. И эта проблема не решается годами. "К сожалению, многие, и я в том числе, в течение долгих лет думали, что можем подменить низкое качество институтов хорошей макроэкономикой. Резервом, Стабфондом. Нет, не работает. Когда плохи институты, любые ухищрения тщетны", - считает он.
Оптимист?
При этом А.Улюкаев еще раз подтвердил, что является оптимистом: "Да, в том смысле, что для меня стакан, скорее, полуполный, а не полупустой. Я стараюсь в любой ситуации увидеть позитив. Вот подходишь к остановке, а автобус отошел. Я скажу: ничего, пешком пройдемся, подышим". Распространителей негатива, как говорит банкир, и так "достаточно".
Но, как считает банкир, его иногда неправильно понимают. "Вот я говорю: ждали, что рост ВВП будет 3%, а я прогнозирую - 4,5%. Я оптимист? Не обязательно. Я вовсе не уверен, что это однозначно хорошо. Рост порождает риски. Возможны новые перегревы и пузыри. Больше не всегда лучше. Не спешите радоваться, готовьтесь к новой проблеме".