Ветер, который качает мяч
Приятная комедия от самого занудного и политизированного режиссера в мире – это всегда очень приятно. Хотя без массовых восстаний обойтись все же не удалось
Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU - "В поисках Эрика" Кена Лоуча – рассказ сразу о многом. Если быстро пройтись по сюжету, то он прост и вторичен до предела. Живет себе на свете лоботряс Эрик Бишоп. Работает почтальоном. Умудрился сбежать от прекрасной жены с ребенком много лет назад, а теперь один растит двух оболтусов, которые тусуются с очень темными личностями, носят с собой пистолеты и вообще крайне взвинчены. Жизнь не удалась. Однажды Эрик Кантона, кумир Бишопа, сходит с постера и объясняет неудачнику тезке, как можно изменить свою жизнь и все исправить: найти постаревшую любовь молодости, помочь детям и поверить в свои силы.
Учитывая массу напрашивающихся комичных моментов, история получается бойкая и смешная. Но мы все это уже сто раз видели в разных вариациях, так зачем нам вешать на уши лапшу и предлагать один и тот же полуфабрикат под брендом "фильм культового режиссера". Ответ – в дополнительных смыслах, которые очень свойственны Лоучу, но не очень привычны в фильмах такого типа. Социальный подтекст заключается в том, что английская полиция не просто незаметна. Ее нет. Люди в фильме живут в условиях абсолютной анархии. Кто-то кого-то избивает и гордо выкладывает эти кадры в интернет. По улицам бродят люди с бейсбольными битами. Подростки курят траву и смотрят порнуху целыми днями, а потом отправляются на разбой. Футбольные фанаты дерутся друг с другом уже не так зло, как прежде: среди всеобщей ненависти их страсти уже не находят для себя почвы. В этом мире нет нужды в сублимации, потому что каждый делает все, что хочет. Призыв старичкам "взяться за руки" хотя бы ради самого призрачного полезного дела выглядит последней попыткой Лоуча мобилизовать консолидирующие потенции, задавленные индивидуализмом и равнодушием.
Философский план, при всей его иронии, очень серьезен. Лоуч особым образом доказывает, что человек по своей природе в высшей степени религиозен. Идейных атеистов исключительно мало, можно даже сказать, что их не хватает, потому что само понятие "атеизм" вульгаризируется и уже непонятно, о чем идет речь. Конечно, философы и богословы давно говорят об этом, но для массового сознания этот факт еще скрыт под легионом примитивных мифологем. Итак, человек религиозен, но предметы его культа теперь существуют в поп-культуре. Музыка, политика и, конечно, спорт. Единственный кумиром для Бишопа является футболист, который умеет "закрутить мяч". Только он и может явиться к нему с плаката, потому что другому бы Бишоп не поверил бы. Ведь структура сюжета вполне напоминает житийные явления святых грешникам, которые после этого радикально меняют свою жизнь. Не случайно и совпадение имен героев – тоже частый случай в христианских источниках. Конечно, для образа святости Кантоне мало надувать щеки и играть мускулами, да и его советы пристали бы скорее плохо оплачиваемому психологу, а не легендарному кумиру миллионов. И тут идет в ход главный и последний аргумент – чудо. Чудесное владение мячом, голы под вопли восторженных глоток. Это человек, который "победил мир", воистину святой новой формации. Его постер – икона для Эрика, все его слова – откровение, которому невозможно не последовать, рай на земле, который он исповедует и предлагает, вполне достижим. Задавленному комплексами "маленькому человеку" величие звезды мирового футбола понятно, он с радостью станет его апостолом. А потом он своей проповедью, как и полагается, заразит своих приятелей, сделает их кантонянами. Как – это я здесь раскрывать не буду, но важно другое: вся религиозная система повторена, а поскольку с постера сходят футболисты, самое время проникнуться апокалипсическими настроениями и ждать финального гола.
Обозреватель Сергей Сычев