Бессмысленный и беспощадный

Новый фильм Алехандро Аменабара неудобен и неприятен, а также исключительно талантлив и насыщен деталями. "Агора" прямо и четко говорит нам о том, что не христиане сделали это, равно как не евреи распяли Христа

Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU – У меня тоже все в голове не укладывалось, как это христиане могли сжечь Александрийскую библиотеку. Почему? Ведь все Отцы Церкви учились по античным авторам, духом Сократа и Платона напитано их богословие. Василий Великий прямо говорит, что следует изучать лучшие образцы греческой и риской литературы и философии. Или, может, Аврелий Августин, житель Александрии, мог благословить подобное деяние?

Пятый фильм Аменабара "Агора" прямо и четко говорит нам о том, что не христиане сделали это, равно как не евреи распяли Христа. У этого фильма будет непростая судьба, но он словно сам напрашивается на неприятности. Итак, Александрия, четвертый век, закат Империи. Женщина-философ стоического типа, наследница Сенеки, преподает уроки мудрости своим ученикам, элите местного общества. Язычники устраивают погром христианам. Потом христиане получают власть над городом и начинают расправу с язычниками. Потом евреи забивают камнями христиан, которые с ответом также не медлят. Историческая эпоха воссоздана Аменабаром с пугающей точностью, что-то есть в этом фильме такое, отчего все "Спартаки", "Бен Гуры" и "Гладиаторы" кажутся дешевыми фикциями. Дело тут не в спецэффектах, которые есть и даже иногда бросаются в глаза своей "компьютерностью". Аменабар, подобно гению исторического романа Фейхтвангеру, сумел проникнуть своей художественной интуицией в самую суть той страшной эпохи, которую мы считаем Золотым веком патристики. Его ситуации и персонажи актуальны и вместе с тем четко соотнесены с эпохой, и их исторически очевидная наивность для нас овивается романтической поволокой. Женщина, теряющая одну часть своей жизни за другой, находится в центре этого произведения, и в нее Аменабар вложил и Сократа, и Христа. Безумие вокруг, ученики оказываются предателями, народ уничтожает сам себя, религиозными истинами жонглируют в своих целях те, кого она же, Гипатия, учила стремиться к истине. О самой Гипатии известно мало, но фильм не о ней, а о нас.

Мы постоянно живем в области дешевых, пошлых мифов, которые нам навязывают, чтобы нас было легче контролировать. И идея "золотого века" тоже оттуда. Нет "золотого века", прошлое, как и настоящее, чудовищно и страшно.

В фильме христиан нет. Как и иудеев или эллинов. Есть чернь, которая готова сгрызть друг друга, и политики, которые ей манипулируют. Какими бы одеждами они не прикрывались, ничего не меняется. Мы понимаем, глядя "Агору", что христианство – не религия рабов. У рабов не может быть религии, потому что плебейство не стремится вверх. Если рабам дать власть и чувство, что их дело правое, они разорвут мир на части. Понятно, почему христианам пришлось пройти мучительный исторический путь, чтобы постепенно выживать из себя рабство, что не патристикой жила поздняя античность, а чем-то совсем другим. Камнями за пазухой, ненавистью в глазах, криками "Распни!" христианство боролось против рабства, и в нашем современном мире, где рабства ничуть не меньше, чем тогда, оно стоит как много столетий назад та женщина-философ посреди разъяренной толпы, которая ходит и рыкает, ища, кого поглотить. Мы никуда не ушли от этих варварских времен, утверждает Аменабар. Он ищет космический масштаб, смотрит на этот голубой шарик сверху, - он такой же, как сейчас, если не считать некоторых незначительных деталей внизу. "Агора" - о том, что человек молод, и едва только начал поднимать глаза вверх. Только что он может один?

Обозреватель Сергей Сычев

Новости