День нового автопрома
Четверг стал знаковым днем для автопрома: Sollers и Fiat подписали соглашение о создании СП, а Daimler договорился с "Тройкой Диалог" об увеличении доли в "КАМАЗе"
Москва. 12 февраля. INTERFAX.RU - Визиты первых лиц государства на российские автомобильные предприятия в прошлом году, когда из-за обвального падения спроса заводы оказались под угрозой полной остановки, напоминали спасательные операции: обсуждение рано или поздно сводилось к выделению госпомощи в прямой или косвенной форме.
Новый год пока не принес автопрому заметного облегчения, но все же больной, убедившись, что он все-таки скорее жив, начал проявлять признаки выздоровления. По крайней мере, в прошлом году от предприятий отрасли меньше всего ждали объявлений о создании новых производств, а именно это произошло в четверг в Набережных Челнах.
Российская компания Sollers и итальянский концерн Fiat подписали соглашение о создании СП по производству пассажирских автомобилей и внедорожников. Одновременно германский концерн Daimler договорился с "Тройкой Диалог" об увеличении доли в "КАМАЗе".
Fiat и Sollers: планы
Меморандум о создании СП Sollers и Fiat подписали в присутствии премьер-министра Владимира Путина. Со стороны Sollers подпись под документом поставил гендиректор и основной владелец компании Вадим Швецов, со стороны Fiat - главный исполнительный директор Серджио Маркионне. Доли Fiat и Sollers в СП составят 50% на 50%.
Fiat планирует внести в СП интеллектуальную собственность и платформы CompactWide общей стоимостью 150 млн евро. Sollers, со своей стороны, вносит в СП производственные мощности завода "Соллерс - Набережные Челны" и Заволжского моторного завода общей стоимостью также 150 млн евро.
Права интеллектуальной собственности на платформу и выпускаемые модели будут переданы непосредственно российскому СП. Не менее 10% планируемого объема производства будет поставляться на экспорт. При этом целевой уровень локализации в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач.
Мощности первой очереди должны составить 300 тыс. машин в год, а к 2016 г производство может быть увеличено до 500 тыс. автомобилей. Такой объем производства выведет СП Sollers и Fiat на второе место по выпуску автомобилей в России после "АвтоВАЗа", чьи мощности позволяют собирать более 750 тыс. машин в год (план на 2010 г. - 446 тыс. автомобилей).
Завод будет выпускать 9 новых моделей классов С и D, а также внедорожники и кроссоверы, из которых до 6 моделей на базе новой платформы Fiat-Chrysler. Производство в рамках СП может открыться через 2-2,5 года.
Финансы
Инвестиции в СП, включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей и инвестиции в НИОКР, могут составить 2,4 млрд евро.
Сейчас стороны обсуждают возможность вхождения банка, который предоставит финансирование, в уставный капитал СП.
В.Путин на совещании в Набережных Челнах заявил, что правительство проработает возможность предоставления СП Fiat и Sollers 15-летнего кредита на сумму 2,1 млрд евро. Также он отметил, что в целях обеспечения проекта компонентной базой планируется также задействовать мощности нового технопарка в Тольятти.
Гендиректор Sollers Вадим Швецов не уточнил, какой из госбанков предоставит финансирование компании и может войти в капитал СП. Между тем, в совещании приняли участие глава ВЭБа Владимир Дмитриев и руководитель ВТБ Андрей Костин.
"Пока эти вопросы обсуждаются. Есть планы вхождения банка в уставный капитал как финансового контролера - будет достаточно крупное долговое финансирование, и чтобы управлять своими рисками, банк может захотеть войти в капитал с миноритарной долей", - сказал В.Швецов журналистам в четверг.
Государство также планирует оказывать поддержку новому СП, отметил В.Путин.
"Мы исходим из того, что уровень локализации будет не менее 50%, и если так, то правительство продолжит ту поддержку, которую до сих пор оказывало компании Sollers", - заявил В.Путин.
Daimler и "КАМАЗ": новая доля
КАМАЗ и Daimler в присутствии премьер-министра в четверг подписали в Набережных Челнах соглашение о намерениях сторон по основным условиям развития стратегического сотрудничества.
Его суть В.Путин разъяснил в разговоре с членами команды "КАМАЗ-Мастер", которых он поздравлял с победой в ралли "Даккар".
"Сегодня наши партнеры расширили свое участие, приобрели еще 5% (акций "КАМАЗа - ИФ) и довели свой пакет до 15%", - сказал В.Путин.
В свою очередь топ-менеджер Daimler Андреас Рейншлер сообщил журналистам, что компания купила 5% акций "КАМАЗа" вместе с Европейским банком реконструкции и развития, причем на долю ЕБРР пришлось 4%, а Daimler приобрел 1%.
ЕБРР получит место в совете директоров автопроизводителя. Представители Daimler входят в состав совета директоров "КАМАЗа" еще с 2009 года.
Сумма сделки не разглашается. Однако ранее сообщалось, что речь идет о той же цене, по которой Daimler покупал акции "КАМАЗа" в 2008 году. Тогда все автопредприятие было оценено в $2,5 млрд.
До нынешней сделки доля Daimler в КАМАЗе составляла 10%. Он получил ее в декабре 2008 года, купив у консорциума акционеров "КАМАЗа" во главе с "Тройкой Диалог", который владел 54,4% завода. Сделка обошлась Daimler в $250 млн, в случае положительных результатов финансово-экономической деятельности "КАМАЗа" по итогам 2012 года концерн должен будет заплатить российской стороне еще $50 млн.
В настоящее время госкорпорация "Ростехнологии" владеет 37,8% акций компании, "Тройка Диалог" с партнерами контролирует 44,4%.
Ростехнологии: план на "КАМАЗ"
В.Путин не исключил, что в ближайшее время "Ростехнологии" увеличат свою долю в "КАМАЗе".
"Мы не исключаем того, что и государство в виде "Ростехнологий" в ближайшее время может укрепить свои позиции в компании "КАМАЗ". Не исключаю, что будет увеличен пакет "Ростехнологий" - мы эту возможность рассмотрим в самое ближайшее время", - заявил премьер.
Глава госкорпорации Сергей Чемезов в свою очередь отметил, что "Ростехнологии" хотели бы увеличить свою долю на 12% (по соглашению с Daimler никто из акционеров не должен владеть контрольным пакетом, сейчас у "Ростехнологий" около 38%). Одномоментная покупка такого пакета потребует больших вложений, "все зависит от того, сколько государство сможет выделить денег в этом году", сказал С.Чемезов журналистам. Он отметил, что "Ростехнологии" могли бы поэтапно покупать акции.
"Определимся, когда будет первая корректировка бюджета", - добавил С.Чемезов.