Заговор на $80 за баррель

Свою справедливую цену нефти назвал Иран - $80 за баррель и ни цента меньше. Но в одиночку с этой задачей не справиться. Себе в союзники страна позвала Россию, Венесуэлу, Алжир и Эквадор

Фото: Reuters

Москва. 11 февраля. IFX.RU - У Ирана серьезные трения в отношениях с многими странами. Его атомная программа воспринимается западными оппонентами как мировая угроза. Иранские власти отрицают агрессивные намерения продвижения разработок в этой области и попутно ищут себе союзников. Россия, в частности, представляет для Ирана большой интерес. Президент страны Махмуд Ахмадинежад ищет точку опору во взаимоотношениях, одной из которых могла бы стать нефть. Иранский лидер предлагает установить единую цену на баррель в размере $80 и не уступать ни цента. Подоплекой такого предложения, как выяснилось из интервью

президента Ирана российскому журналу "VIP-Premier", является желание защититься от политического давления на цены со стороны Запада и вычерпывания нефти до дна. Поучаствовать в установлении справедливой цены на нефть он пригласил не только Россию, но и еще ряд стран, которые входят в ОПЕК.

Иран предлагает картельный сговор

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад уверен, что его страна, Россия, Венесуэла, Алжир и Эквадор могли бы договориться о единой цене на нефть.

"Сегодня Ближний Восток, Иран, Россия должны правильно распоряжаться своими углеводородами. Восемь месяцев тому назад, когда цены на нефть достигли своей нижней отметки, я обратился с посланием к руководителям России, в котором писал: давайте вы, мы, Венесуэла, Алжир, Эквадор все вместе установим единую цену на нефть и скажем, что не продаем нефть дешевле 80 долларов", - сказал М.Ахмадинежад в интервью в последнем номере российского журнала "VIP-Premier".

Он считает, что западные страны будут вынуждены согласиться и пойти на внедрение новых технологий, сокращающих потребление энергии.

"Почему они не меняют свои технологии, хотя имеют самый высокий уровень энергозатрат? - спрашивает иранский президент и отвечает: - Потому, что они политическими методами могут оказать влияние на снижение цены".

М.Ахмадинежад отметил, что запасы углеводородов в мире истощаются и, когда они совсем подойдут к концу, пострадают страны Ближнего Востока, Иран и Россия, а победителем выйдет Запад.

"Мы при помощи друг друга можем контролировать энергоресурсы. Однако для этого надо решать проблему", - подчеркнул М.Ахмадинежад.

Желаемый уровень цен на баррель нефти, который продвигает Махмуд Ахмадинежад, в принципе подходит и для мирового нефтяного альянса - ОПЕК, в который помимо Ирана входят приглашенные поучаствовать в картельном сговоре Венесуэла, Алжир и Эквадор. Там также считают приемлемой цену нефти в коридоре $70-80.

Министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуэйми в конце января заявил, что цены на нефть в диапазоне между $70 и $80 за баррель "практически идеальны" и могут способствовать инвестициям, которые приведут к увеличению поставок энергоносителей для обеспечения мирового спроса и не затрудняют экономический рост. Министр нефти Катара Абдулла бин Хамад аль-Атыйя заявил, что членам ОПЕК нет необходимости в изменении квот на добычу нефти на следующем заседании, пока цены остаются около $70 за баррель.

Для России такой уровень цен также комфортен. Сейчас ее бюджет ориентирован на $58 за баррель и с трудом выдерживает навалившиеся проблемы. Хотя российский Минфин и повышает прогнозы нефти до $65, но переписывать бюджет не торопится. Очень уж ненадежный союзник нефть. Летом 2008 года нефтяные котировки низверглись с вершин ценового олимпа на фоне разразившегося кризиса. Моментом истины стали цены, рухнувшие к концу года до $34 за баррель.

Но надо ли России участвовать в своеобразном картеле из Венесуэлы, Алжира, Эквадора и Ирана? В свое время взаимный интерес, вспыхнувший между ОПЕК и РФ, постепенно сошел на нет. Пока мы сами решаем, сколько добывать и экспортировать нефти. И в принципе, нам теперь гораздо интереснее "газовая ОПЕК" (Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), где Россия занимает лидирующие позиции и у нее в содружестве с другими участниками этого альянса есть шансы делать рынок газа более предсказуемым.

Иран защитит южный фланг от НАТО

Президент Ирана также предостерегает Россию от недооценки иранского фактора. Отказ России от сотрудничества с Тегераном чреват для нее серьезными последствиями, заявил Махмуд Ахмадинежад.

"Мы (Иран и Россия) можем взаимодействовать на региональном и международном уровнях. Я считаю, что Иран действует разумно, и полагаю, что руководители России правильно оценивают нынешнюю международную ситуацию. В противном случае положение России сложится не лучшим образом", - сказал М.Ахмадинежад.

"30 лет мы заявляем, что против любого давления. Но давление усиливается. Хотя никакое давление не окажет на нас влияния. Они не смогут расчленить Иран. А что может ждать Россию? Мы считаем, что Россия может столкнуться с большим числом угроз. Если проявить беспечность, то можно понести большой урон", - предупредил президент Ирана.

По его словам, "цель продвижения НАТО на Восток - Россия, экстремистские течения, распространяющиеся с Юга на Север, тоже направлены против России, а также против Индии и Китая".

"Иран прекрасно осознает свою роль в данной ситуации и, подобно прочной стене, защищает южный фланг. Конечно, в этом аспекте мы надеемся на развитие сотрудничества с Россией", - указал М.Ахмадинежад.

"Наше географическое соседство предоставляет нам хороший шанс, которым мы должны воспользоваться с умом и доверием. Мы не хотим ни с кем воевать, но мы должны себя защищать", - подчеркнул он.

"Если НАТО и экстремисты проникнут все глубже, если мы впустим их в наши пределы, то окажемся в очень сложном положении", - отметил президент Ирана.

Мирный иранский атом

Махмуд Ахмадинежад в очередной раз попытался успокоить мировое сообщество, разволновавшееся по части ядерной программы Ирана. Как заверил иранский лидер, его страна не планирует создавать атомное оружие, в противном случае он бы об этом давно открыто заявил.

"Мы принципиально против атомного оружия и говорим искренне, что не стремимся к атомной бомбе. Мы никого не боимся", - заявил иранский президент в своем интервью.

По словам М.Ахмадинежада, "если бы мы стремились получить эту бомбу, то имели бы смелость признать, что мы создаем ее". "Почему мы должны кого-то бояться?", - задал вопрос иранский лидер. Он убежден, что Иран сможет защитить себя и без ядерного оружия. "Для обороны страны нам не нужно атомное оружие", - подчеркнул М.Ахмадинежад.

Кроме того, по мнению иранского лидера, "в сегодняшнем мире атомное оружие не находит применения". "Разве Советский Союз не имел ядерного оружия? Разве ядерное оружие спасло его от развала? Разве Америка не имеет ядерного оружия? Разве оно помогло им в Афганистане и Ираке?" - сказал М.Ахмадинежад.

М.Ахмадинежад убежден, что "сегодня изменилась вся система международных отношений, в которой уже не осталось возможности для применения ядерного оружия".

"Наши обвинители сами обладают ядерным оружием и поддерживают тех, кто тоже его имеет. И именно они нам постоянно угрожают. Если ядерное оружие реальное зло, пусть они первыми его уничтожат", - сказал президент Ирана.

Новости по теме

Квоты без движения

Новости