Иран и уран
Несмотря на сопротивление и угрозы мирового сообщества, которое угрожает Ирану санкциями, в стране началось обогащение урана до уровня 20%
Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Иран во вторник начал обогащение урана до 20-процентного уровня, сообщает иранский арабоязычный телеканал "Аль-Алям". По его данным, работы по обогащению начались в ядерном центре в Натанце под наблюдением инспекторов Международного агентства по атомной энергии. Тегеран накануне проинформировал представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о намерении начать самостоятельное обогащение урана до уровня в 20%.
В минувшие выходные президент Ирана Махмуд Ахмадинежад поручил национальной Организации по атомной энергии начать работы по обогащению урана до этого уровня. "Ранее я говорил, что нужно дать срок от двух до трех месяцев для заключения договора об обмене ядерным топливом. Если они не согласятся с нашими условиями, мы начнем дообогащать уран сами", - подчеркнул полиитк в Тегеране на церемонии открытия выставки лазерных технологий.
В британском МИДе выразили серьезную озабоченность в связи с решением Ирана самостоятельно обогащать уран до такого высокого уровня. "Сообщения о том, что Иран планирует обогащать часть имеющегося у него (ядерного - ИФ) топлива до 20-процентного уровня, несомненно, являются предметом серьезной озабоченности", - заявила официальный представитель внешнеполитического ведомства Великобритании, добавив, что подобные действия будут являться умышленным нарушением пяти резолюций ООН.
Между тем, представители Франции и США намерены приступить к разработке новых санкций против Ирана в Совете Безопасности ООН. "Нет другого выбора, кроме как начать работу над принятием новых санкций", - заявил французский министр обороны Эрве Морен в Париже после переговоров с главой Пентагона Робертом Гейтсом. По словам министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, Иран не может самостоятельно производить топливо для своего исследовательского атомного реактора. Как заявил этот министр, иранцы "не умеют создавать топливо" на основе урана, обогащенного на 20%. "Все это несерьезно, и мы не можем предложить ничего другого, кроме санкций, так как переговоры невозможны", - сказал глава МИД Франции.
Между тем, представители МИД России заявили, что Иран должен выполнить достигнутые ранее договоренности, согласно которым его уран направляется для дообогащения за рубеж. "Мы по-прежнему исходим из того, что выход из сложившейся ситуации заключается в выполнении Ираном достигнутых 1 октября прошлого года в Женеве договоренностей, предусматривающих отправку топлива для тегеранского исследовательского центра для дообогащения за рубеж", - заявили в департаменте информации и печати МИД РФ.
Со своей стороны, глава международного комитета Госдумы России Константин Косачев заявил, что международное сообщество должно отреагировать на намерение Ирана с 9 февраля начать на своей территории обогащение урана до 20%. "Считаю, что международное сообщество должно оперативно отреагировать на это известие, чтобы послать Тегерану новый импульс о своем намерении отреагировать на этот шаг серьезными мерами, вплоть до ужесточения режима экономических санкций, и такой импульс должен быть внятным и ощутимым", - сказал К.Косачев. Он назвал это решение иранских властей "безусловным шагом назад по сравнению с теми весьма скромными договоренностями, которые были достигнуты в октябре прошлого года международной "шестеркой" в Женеве".
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев во вторник заявил, что Москва выступает за политико-дипломатическое решение ядерной проблемы Ирана, но "терпению" может наступить конец. "Важно не то, будут санкции или не будут. Важно урегулировать процесс. Политико-дипломатические методы важны для урегулирования, но все имеет предел и все имеет терпение", - сказал он журналистам в Москве во вторник.
По словам Патрушева, в "шестерке" есть разные позиции по поводу того, как решать ядерную проблему Ирана, но в самой "шестерке" уже "открыто высказываются за то, что бы были санкции". Секретарь Совбеза РФ подчеркнул, что Иран должен открыто сотрудничать с МАГАТЭ. "Мы заинтересованы в диалоге, чтобы нам поясняли, что происходит. Не всегда это получается", - сказал он, добавив, что и Россия не располагает полным объемом информации о ядерной программе Ирана.
Патрушев сообщил, что незадолго до того, как Тегеран объявил о начале обогащения урана до 20%, в Москву должен был приехать секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили. Но визит был отложен.
Позднее во вторник поступили и комментарии МИД РФ. Официальный представитель дипломатического ведомства заявил, что решение Тегерана противоречит резолюциям ООН и решениям совета управляющих МАГАТЭ. "Нас, конечно же, разочаровало то, что Тегеран не дал возможность дипломатии поработать в плане поиска такой формулы реализации предложенной МАГАТЭ схемы вывоза его низкообогащенного урана для производства топлива для тегеранского исследовательского реактора, которая бы устраивала все стороны", - добавил российский дипломат. Он также выразил убежденность, что дальнейшая проработка этого варианта позволила бы выйти на общий знаменатель уже в ближайшее время. "Это стало бы существенным шагом в восстановлении доверия к исключительно мирной направленности иранской ядерной программы, создавая необходимую атмосферу доверия для начала диалога", - подчеркнул Нестеренко, текст ответа которого размещен на сайте МИД РФ.
Российский эксперт, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН генерал-майор Владимир Дворкин полагает, что решение властей Ирана приступить к обогащению урана до уровня в 20% приближает страну к обладанию ядерным оружием и увеличивает опасность возникновения войны в регионе, считает. "Сложившаяся обстановка плюс быстрое развитие в Иране ракет повышенной дальности способна привести к тому, что у Израиля, которому президент Ахмадинежад систематически угрожает уничтожением, могут не выдержать нервы, и авиация Израиля нанесет удар по ядерным объектам Ирана", - сказал В.Дворкин, комментируя решение Тегерана приступить к обогащению урана.
Дворкин ранее возглавлял 4-й ЦНИИ Минобороны РФ, занимающийся стратегическими вооружениями. По его мнению, при таком развитии событий "Иран, безусловно, нанесет ответные удары, и тут уже вполне могут вмешаться США для защиты своего союзника". "В результате обстановка на Ближнем Востоке и далеко за его пределами будет в сильной степени дестабилизирована, причем с трудно прогнозируемыми последствиями. Но в США и на Западе могут рассматривать это как меньшее зло по сравнению с ядерным Ираном", - сказал эксперт. Он отметил, что решение президента Ирана противоречит недавнему заявлению МИД этой страны о продолжении согласования с МАГАТЭ и "шестеркой" переговорщиков предложения обогащать уран в России. "Это еще раз свидетельствует об издевательстве руководства Исламской республики над мировым сообществом и откровенном затягивании переговоров. Можно утверждать, что Иран приблизился к созданию ядерного оружия ровно на столько лет, сколько продолжается изнурительный процесс переговоров", - сказал Дворкин.
По его словам, возможные новые санкции после принятых пяти резолюций Совета Безопасности ООН вряд ли повлияют на руководство Ирана, если только они не будут носить травмирующий характер, включающий финансово-экономическую блокаду. "Однако вряд ли Совет Безопасности ООН сможет принять подобную резолюцию из-за позиции Китая и России", - сказал эксперт.
Согласно разработанному в октябре прошлого года МАГАТЭ рамочному соглашению, Исламской Республике предлагалось вывезти 1,2 тонны (примерно 70% накопленного в стране) низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции ядерного топлива.
Тегеран долгое время не соглашался принять эту схему, указывая, что пойдет лишь на поэтапный обмен ядерным материалом и только на территории Исламской Республики. Иранские официальные лица неоднократно заявляли, что если МАГАТЭ не обеспечит исследовательский реактор, который производит лекарства для 800 тысяч человек, необходимым топливом, Иран начнет его производство самостоятельно.