"Триумф джаза" против морозов

Очередной фестиваль "Триумф джаза" в Москве стал настоящим событием года – и по числу участников, и по именитым гостям. В столицу съехались лучшие из лучших

Фото: Владимир Косарев

Москва. 8 февраля. INTERFAX.RU - В Москве завершился крупнейший в России международный джазовый фестиваль "Триумф джаза". Вот уже 10 лет подряд любители джаза с нетерпением ждут этого события. И все 10 лет их ожидание щедро вознаграждается. За эти годы гостями фестиваля стали джазовые звезды первой величины из США и Европы. Достаточно назвать такие имена, как Ди Ди Бриджуотер - самая титулованая на сегодняшний день джазовая вокалистка, пианист Ахмад Джамал, органист Джой ДиФранческо, трубач и флюгельгорнист Рэнди Бреккер и многие другие подлинные легенды мирового джаза. Все они в разные годы выступали под сводами концертного зала "Россия", где сначала проводился "Триумф джаза", и Светлановского зала Московского международного дома музыки, где фестиваль проходит сейчас.

Неутомимому организатору, идейному вдохновителю и бессменному продюсеру фестиваля саксофонисту с мировым именем Игорю Бутману удалось, казалось, невозможное - он превратил Москву в настоящую столицу джаза, где можно услышать и самых именитых музыкантов, настоящих суперзвезд, которые навсегда оставили свой след в истории мирового джаза, и тех, кто только недавно засверкал исполнительским талантом на джазовом олимпе.

Автор этих строк минувшим летом специально ездил на джазовый фестиваль во Францию, в Ниццу, где должен был выступать Маккой Тайнер, партнер великого Джона Колтрейна, выдающийся инструменталист, один из крупнейших пианистов современного джаза. Но, оказывается, этого можно было и не делать, знай заранее, что легендарный пианист будет играть на московском "Триумфе джаза", да еще и оставит автограф на виниловом диске A Love Supreme, которую я считаю подлинным сокровищем своей фонотеки.

В этом году фестиваль проходил не один день, как ранее, а целых четыре, причем одновременно на двух площадках - в ММДМ и в Клубе Игоря Бутмана. Ценители джаза насладились различными стилями любимой музыки от классики до этно-джаза и фьюжн, от мэйнстрима до авангарда.

Как, впрочем, и ожидалось, самое яркое впечатление произвело на слушателей выступление трио Маккой Тайнера при участии саксофониста Гари Бартца. Более четырех десятилетий прошло после кончины Джона Колтрейна, в квартете которого Тайнер играл пять лет, но влияние лидера на пианиста, на его музыкальное мышление, манеру игры по-прежнему весьма ощутимы. Аккорды и великолепные соло Маккой Тайнера звучат в бессмертной композиции Колтрейна A Love Supreme" ("Высшая любовь"), ставшей величайшим достижением мирового джаза. Это - своего рода музыкальная молитва Колтрейна, записанная им в 1964 году. Сейчас великий саксофонист возведен в ранг святых. В его честь в Сан-Франциско основан храм, где в ритуальных церемониях ежедневно звучит божественная "A Love Supreme".

В 1965 г. Тайнер ушел из ансамбля Колтрейна и позже играл со многими выдающимися музыкантами - Сонни Роллинзом, Роном Картером, Артом Фармером. Но, как он признался в одном из интервью, музыкой Колтрейна до сих пор наполнено его сердце. И это чувствовалось в выступлениях Маккой Тайнера на московском "Триумфе джаза". Несмотря на возраст - а Тайнеру 71 год - он в великолепной музыкальной форме и продолжает записывать прекрасные альбомы, завоевывать премии Грэмми, которых у него уже пять.

Блестяще выступили на фестивале музыканты трио легендарного фьюжн-гитариста Майка Стерна. В 70-х гг. Стерн прославился игрой в составе культовой группы Blood, Sweat And Tears, а в 1981 г. стал членом ансамбля Майлза Дэвиса. В Москве в составе трио Майка Стерна играл, пожалуй, лучший на сегодняшний день барабанщик современного джаза Дэйв Вэкл. Зал буквально взорвался овациями, когда к группе Майка Стерна присоединился Игорь Бутман со своим саксофоном.

Этно-джаз был представлен трио африканского гитариста Лионеля Люэке. Сегодня этот креативный музыкант - один из самых востребованных исполнителей в США прежде всего благодаря своим нескончаемым смелым экспериментам, в которых этническая музыка неожиданно переплетается с самым что ни на есть джазовым авангардом.

Много восторгов вызвали у публики выступления вокалистки Кармен Ланди, репертуар которой состоял в основном из авторских композиций. Кстати, произведения Кармен считают за честь исполнять многие известнейшие джазовые певцы и музыканты. На ее счету уже десять авторских альбомов.

Самым настоящим потрясением для московских ценителей джаза, безо всяких преувеличений, стало выступление юной японской пианистки Тихиро Яманаки. Она уже успела покорить своим талантом не только Японию, где признана "Лучшим джазовым артистом 2009 года", но и США, и Европу. По утверждению авторитетного журнала Jazz Life, Тихиро Яманаки "один из величайших талантов, которые появились в джазе в последние годы". За ее плечами блестящее окончание английской Королевской Академии Музыки и школы Беркли в США, триумфальные выступления в Кеннеди-Центре в Вашингтоне и нью-йоркском Карнеги Холле, на самых престижных международных джазовых фестивалях. Она успела поиграть в сотавах Кларка Терри, Гэри Бертона, Джорджа Рассела, Херби Хэнкока, Ненси Уилсон, Джорджа Бенсона. Ее музыкальной манере свойственны яркая индивидуальность, практически абсолютная импровизационная свобода, безукоризненная инструментальная техника и отнюдь не женская агрессивность.

Как и в прежние годы, украшением фестиваля стали биг-бенды - уже известный во всем мире великолепный оркестр Игоря Бутмана, а также новый джаз-оркестр "Academuc Band" под управлением мэтра отечественного джаза, пианиста и композитора Анатолия Кролла. На равных соперничали с именитыми зарубежными музыкантами российские джазмены - Иван Формаковский со своим квартетом, трио Олега Бутмана, квартет Леонида Винцкевича. Российские музыканты играли и в составах зарубежных исполнителей и, наоборот, практически во всех отечественных группах можно было увидеть и услышать иностранных артистов. С трио барабанщика Олега Бутмана, например, пела очаровательная темнокожая американка Ченда Рул. Как признал организатор фестиваля Игорь Бутман, он идет на такое сотрудничество вполне сознательно - без этого невозможна интеграция российских джазменов на зарубежную сцену.

"Триум джаза" триумфально завершен. Но многие слушатели, выходя из концертного зала, говорили о том, что уже ждут следующего февраля, очередного "Триумфа", который, как всегда, будет настоящим праздником джаза и на который они придут, несмотря на любой мороз.

Обозреватель Владимир Косарев

Новости