Паровозу навстречу
Общество защиты прав потребителей подает в суда на железнодорожников за увеличение цен на билеты в Москве и области. Третьим к делу привлечено правительство столицы
Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU – Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" (ОЗПП) подает в суд на железнодорожников за повышение цен на электрички в Москве и области. Новые тарифы должны были вступить в силу только с первого февраля, утверждают юристы, однако пассажиры с середины прошлого месяца платят больше и негодуют, требуя или снизить цену или хотя бы предоставлять адекватный стоимости комфорт в поездке.
С 1 января 2010 г. действовали следующие тарифы: 16 рублей 50 копеек при проезде между станциями одной пригородной зоны и 26 рублей при проезде в пределах города Москвы независимо от количества зон", напоминает общество защиты прав потребителей "Общественный контроль". Однако "уже с 15 января текущего года ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания", и с 21 января - ОАО "РЖД" на станциях, расположенных в пределах административных границ Москвы, начали продавать билеты до станций, расположенных вне пределов столицы, по цене, "на 26 руб. превышающей прежний тариф". Основанием для такого повышения цен, по словам железнодорожников, послужило постановление правительства Москвы от 19 января, которое ввело новую ставку тарифов с 1 февраля 2010 года. "То, что повышение тарифов стало применяться 15 января, является прямым нарушением Гражданского Кодекса РФ", - считают в "Общественном контроле".
Защитники пассажиров требуют через суд признать повышение тарифов в январе противоправным. "Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" подало в Савеловский районный суд Москвы исковое заявление в защиту неопределенного круга потребителей против ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (дочернее предприятие ОАО "РЖД" - ИФ). "Основанием для иска послужило то, что повышение тарифов должно было осуществиться 1 февраля, а их повысили 22-23 января - это незаконно, сейчас многие люди вообще хотят отменить повышение тарифов, но мы в правовом поле ничего сделать не можем, потому что с февраля повышение абсолютно законно", - заявила "Интерфаксу" в понедельник пресс-секретарь организации Юлия Шарапова. По ее словам, "Общественный контроль" будет обращаться в ФАС с жалобами на "непомерное увеличение тарифов". Как сообщила пресс-служба, третьим лицом по делу привлечено правительство Москвы, чье постановление стало основанием для повышения цен.
В РЖД "Интерфаксу" заявили, что компания рассмотрит заявление в установленном порядке после его официального получения из суда. "Мы априори сообщали об общем увеличении, но пока у нас на руках документа не было, мы не могли (об этом информировать - ИФ)", - пояснял ранее "Интерфаксу" глава службы по связям с общественностью МЖД Владимир Мягков.
Волна протеста против повышения тарифов поднялась в первый же день, когда железнодорожники сменили ценники в своих кассах. Как только жители Подмосковья, работающие в столице, поняли, сколько денег им придется тратить на дорогу, в редакции рекой полились жалобы, призывы, появились обращения к президенту Дмитрию Медведеву на сервисе "Открытое письмо", a в блогах была устроена акция "Нет беспределу ОАО РЖД".
"У нас теперь проезд в один только конец составляет 75 руб. 50 копеек (город Подольск), то есть в день только на электричку - 151 рубль. Плюс к этому метро, да и до электрички еще по городу доехать надо, не все же живут рядом с платформой. Еще немного и на работу просто не будет смысла ездить, потому как от зарплаты все равно почти ничего оставаться не будет", - почти смирились со безжалостной судьбой одни. Другие открыто признаются, что в новых условиях станут "зайцами" и будут прыгать через турникеты, бегать по путям и скрываться от контролеров. "Всегда платила за проезд, теперь придется ездить зайцем. Присоединяюсь к Зайцам, платить не буду. После повышения тарифов в знак протеста отказываюсь платить за проезд в пригородных электричках-скотовозах", - подписывают письмо бывшие законопослушные пассажиры. И, как видно из последней приведенной реплики, в этих виртуальных акциях социального протеста требование пересмотреть тарифную политику – главное, но не единственное. Другая претензия пассажиров состоит в том, что повышение цен никак не связано с качеством предоставления услуг. "Пьяные контролеры, холодные и за*леванные электрички, отсутствие сервиса, вечные торгаши и балалайки в поездах, полное отсутствие милицейского сопровождения, вечные отмены и опоздания поездов, получасовые очереди за билетом на вход и на выход - это наши российские железные дороги. Якунин - продай "Сапсан", купи 50 нормальных электричек", - призывают недовольные граждане главу РЖД. Менее радикально настроенные пассажиры предлагают убрать турникеты и охранников на выходе с перрона, одновременно усилить охрану поездов, ввести новую тарифную систему со скидками, поставить на станциях автоматы по продаже билетов и вернуть в расписание больше утренних электричек, на которых люди добираются на работу.