Испытание для ангельского терпения

Иногда ностальгия не вызывает не только умиления, но даже понимания. В случае с блокбастером "Легион" дело обстоит именно таким образом

Москва. 26 января. INTERFAX.RU - У Пола Беттани и Дэниса Куэйда были прекрасные роли. "Догвилль", "Внутренний космос" - это все, кажется, случилось так давно, что вспоминать неудобно. И все равно ждешь от них чего-то эдакого и все винишь сценаристов и режиссеров в том, что они не дают подходящей платформы для раскрытия таланта замечательного актера. Куэйд давно отошел на роли второго плана, Беттани участвует во второсортных проектах, выделяющихся рекламными бюджетами и забывающихся сразу после выхода в прокат.

В случае с "Легионом" виноваты, кажется, все. Сценарист написал смехотворно идиотскую историю в апокалиптическом духе. Бог разгневался на людей и решил устроить Судный день, уничтожив человечество. Архангел Михаил, спецназовец в комиксовых доспехах, отказался выполнить задание и, сбросив крылья, спустился защищать людей от Бога. Бог, кстати, уничтожает людей, превращая их в зомби и заставляя убивать друг друга с неизъяснимой жестокостью. Архангел Гавриил давно ждал случая подсидеть Михаила и сам берется за уничтожение человечества. Это завязка, которая не должна заслонять от нас основной сюжетной линии. Михаил приезжает к легкомысленной официантке и объявляет ей, что ребенок, которого она родит, станет спасителем человечества, поэтому он должен защитить ее от превосходящих сил, посланных на ее уничтожение. Этот сюжет, как мы помним, уже был разработан четверть века назад и даже увенчался продолжением, так что в следующей части «Легиона», вероятно, Гавриил явится с новыми возможностями, чтобы убить подростка, мать которого будет сидеть в психушке. А Михаил опять его спасет, или что-то в этом роде будет. К "Терминатору" тут примешан еще один культовый фильм восьмидесятых – "Горец". От него здесь эстетика боя холодным оружием и намек на то, что ангела можно убить, лишь отрубив ему голову. Только песен The Queen не хватает. Тема спустившихся с неба ангелов тоже не нова, и здесь параллели следует искать не столько с "Небом над Берлином", сколько с дешевыми фильмами девяностых вроде "Разгневанных ангелов" или даже "Майкла".

В этом винегрете, может, еще и не содержалось бы особой трагедии, если бы на основе двух замечательных фильмов был создан третий. Но на основе сценарий не заканчивается, есть еще и разработка. Апокрифический дух "Легиона" никак не разъясняется, а мы должны поверить в то, что Михаилу некогда тратить время на пустяковые беседы. Когда его спрашивают, в какой версии Библии он вычитал всю эту историю про уничтожение человека, он быстро отвечает, что правда всегда гораздо сложнее. То есть мы должны поверить во всю эту чепуху и спокойно наслаждаться ходом событий. Они развиваются, как в плохой видеоигре. Место действия – дешевая забегаловка в пустыне, несколько действующих лиц. Сначала один враг, попроще, потом много: на следующем уровне будет что-то вроде виртуального тира. Потом количество угрозы будет возрастать при имеющемся качестве, а после явится главный босс Гавриил, с которым будет несколько сражений. В видеоиграх такая структура уже считается устаревшей, в кино это просто непереносимо. Главные герои повторяют одни и те же заученные фразы, которые должны свидетельствовать о зачатке рефлексии перед лицом гибели человечества. Человечество отстаивает свое право на буржуазное существование, где-то за пределами действия собирая группы сопротивления божественному вмешательству в их личную жизнь. Герой Куэйда переживает, что он неисправимый лузер, который всю жизнь подводит своих близких. Беттани в роли Михаила тверд, как и полагается настоящему киборгу, потому что ничего ангельского в его облике никто найти бы не смог. Забавно, кстати, что обезумевший в поиске новых апокрифов нью-эйджевский западный мир соврешенно отодвинул за пределы своего сознания идею дьявола. Все зло сосредоточено в Боге, и его там явно больше, чем добра. Таковое ветхое понимание уровня "жнешь, что не сеял" может сделать фильм доступным вульгарному рассудку, но тогда надо ставить пометку "фильм не для всех", чтобы случайные люди на него не попали. В драматургическом отношении самым большим проигрышем авторов выглядит недоработка сцен "испытания слабостью". Герои начинают искушаться своими собственными слабостями, препираться, кидаться друг на друга. Вот здесь бы должны выступить все язвы, как в "Ангеле-истребителе" Бунюэля, между прочим. Ничего подобного не происходит, видеоигра психологизм всегда держит с трудом. Его компонент в предложенном коктейле больше напоминает приколотый к стакану зонтик: для галочки, чтоб как у приличных людей. Но сам коктейль пить невозможно, и привкус старых любимых снадобий его не спасает. Нет, Беттани и Куйэд достойны лучших ролей, это как хотите!

Обозреватель Сергей Сычев

Новости