Авторынок упадет или вырастет?
Нельзя исключать продолжения негативных тенденций на российском авторынке и в 2010 году. В компании PwC дают "вилку" от 5% снижения продаж до роста на 15%
Москва. 20 января. IFX.RU - В 2009 году российский авторынок остался одним из лидеров по темпам спада среди 15 крупнейших в мире, съежившись в два раза. Есть надежда, что в наступившем году начнется его восстановление. По крайней мере власти предпочитают давать пусть и осторожные, но повышательные прогнозы, ориентируясь хотя бы на 5%-ный рост продаж. При этом чиновники старательно избегают озвучивать негативные варианты развития событий. Гораздо свободней в своем выборе эксперты из аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), которые не исключают как роста, так и продолжения падения. Но в целом, мировой авторынок перестанет буксовать.
России дали надежду с оговоркой
PricewaterhouseCoopers прогнозирует объем автомобильного рынка в РФ в 2010 году на уровне 1,3-1,6 млн машин, говорится в материалах компании. Статистика PwC учитывает продажи новых легковых автомобилей, а также подержанных машин.
В нынешнем году российский рынок может ожидать как взлет, так и падение. В оптимистичном варианте прогноза предусматривает рост рынка на 15%, в пессимистическом - сокращение на 5%.
Согласно данным PwC, в 2009 году в РФ было продано 1,402 млн автомобилей (на 56% меньше, чем в 2008 году). Общий объем автомобильного рынка в России в 2009 году составил в денежном выражении $26,8 млрд, что на 61% меньше, чем в 2008 г.
При этом сильно пострадал импорт. Импорт подержанных автомобилей в 2009 г., согласно данным PwC, сократился на 97%, до 12 тыс. против 395 тыс. годом ранее. Ввоз новых машин уменьшился на 57%, до 640 тыс. против 1,5 млн в 2008 году. При этом продажи новых иномарок российского производства в РФ упали на 38% - с 580 тыс. до 360 тыс. машин, российских марок - на 4%, с 700 тыс. до 390 тыс.
Партнер PwC Стенли Рут объяснил значительное падение продаж подержанных иномарок повышением таможенных пошлин с 1 января 2009 г. "Приблизительно четверть всех продаж 2009 года приходится на снижение запасов, при этом наименьшее снижение произошло в сегменте иномарок российского производства", - отметил он.
PricewaterhouseCoopers также отметил такую особенность работы российских дилеров как ориентированность на получение прибыли исключительно от продажи новых автомобилей, в то время как в странах Европы большая часть выручки дилеров приходится на другие услуги, такие как послепродажное обслуживание и реализацию подержанных машин (в Великобритании, например, это генерирует более 70% выручки дилеров).
По мнению С.Рута, это основной фактор, из-за которого российские дилеры пострадали от снижения спроса на новые автомобили в 3 раза сильнее, чем в Европе. "Выходом в данной ситуации может быть переориентация нынешних дилеров на постгарантийное обслуживание автомобилей, которых было много продано в предыдущие несколько лет", - считает он.
Между тем, Минпромторг РФ пока предпочитает давать умеренно оптимистичные прогнозы по рынку на 2010 год, надеясь, что усилия по поддержке отечественной автоиндустрии не пропадут даром. По оценкам директора департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексея Рахманова, рост продаж легковых автомобилей в России уже в 2010 году составит 5% - до 1,47 млн машин. А собственно восстановление рынка начнется во второй половине 2010 года.
Срок...
Согласно прогнозам партнера PwC Стенли Рута, российский рынок вернется к уровню 2008 года через 5 лет, когда продажи достигнут примерно 2,8 млн автомобилей. "Мы не ожидаем в ближайшем будущем быстрого восстановления рынка в основном по следующим причинам: запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, безработица остается высокой, а уверенность потребителей - низкой", - сказал он.
Но куда приятней выглядят долгосрочные прогнозы в изложении Минпромторга РФ. Российский авторынок, переживший грандиозное падение, когда-нибудь восстановится, но на это потребуется около пяти лет. "Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто", - настраивал отрасль на позитивный лад министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко.
К 2015 году продажи автомобилей в России вырастут примерно на 40% по сравнению с докризисным 2008 годом, оптимистично полагают и топ-менеджеры международных автоконцернов, опрошенные компанией KPMG.
Когда же произойдет насыщение рынка? Ждать придется еще 10, а то и 15 лет. По прогнозу Виктора Христенко, устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин к 2020 году, "может, даже больше". Но чтобы достичь таких показателей придется влить в наш автопром миллиарды инвестиций. В программе развития отрасли до 2020 года, написанной Минпромторгом, они оцениваются в 25 млрд евро. При этом парк легковых автомобилей увеличится до 52 млн штук, а насыщение парка на 1000 человек населения к 2020 году достигнет уровня 363 автомобилей, при условии достижения параметров выбытия старых автомобилей на уровне 6% в год.
Перспективы насыщения по версии экспертов PwC несколько более отдаленные. "Мы по-прежнему считаем, что российский рынок имеет огромный потенциал, но путь к этому будет более долгий. Уровень насыщенности населения автомобилями (400 машин на 1 тыс. человек) может быть достигнут к 2025 году, когда утилизация составит 6%", - считает Стенли Рут.
И цены
Согласно оптимистическому сценарию PwC, средняя стоимость автомобиля в 2010 году может составить $22 тыс., по пессимистическому - $20,5 тыс. (в 2009 г. - $19,3 тыс., в 2008 г. - $21,7 тыс.). По мнению С.Рута, непредсказуемость дальнейшего развития российского автомобильного рынка характеризуют обменный курс рубля, процентные ставки по кредитам, объемы автокредитования, уровень потребительской уверенности, ВВП, состояние мировой экономики, цены на сырьевые товары, а также эффективность программы антикризисных мер, принятой правительством.
Кроме того, специалист PwC отмечает, что в ближайшее время не стоит рассчитывать на рост продаж подержанных автомобилей, однако отмена "двойного" НДС при продаже подержанных машин может поспособствовать некоторому росту их продаж через дилерские центры.
Цены на подержанные автомобили (возрастом до 10 лет) в 2009 году в РФ упали на 5,1%, говорится в исследовании SmartUs.ru, обработавшей около 6 млн интернет-объявлений о продаже машин на вторичном рынке. "Если в январе подержанная машина (в возрасте - ИФ) до 10 лет (в среднем) стоила 506,829 тыс. рублей, то в декабре она оценивалась продавцом в 480,845 тыс. рублей", - говорится в сообщении.
Больше всего в цене потеряла продукция отечественного автопрома - 17,8% (цена снизилась с 153,153 тыс. до 125,94 тыс. руб.). Иномарки "C"-класса подешевели на 5,7% (с 451,888 тыс. до 426,285 тыс. руб.). В то же время машины премиум-класса подорожали на 7,8% (с 1,041 млн до 1,122 млн руб.).
При этом цены на автомобили в возрасте до 3 лет уменьшились на 1,5% (с 728,331 тыс. до 717,435 тыс. руб.), тогда как машины, выпущенные 5-7 лет назад, стали дешевле на 19,1% (цены сократились за год с 472,358 тыс. до 382,052 тыс. руб.).
Поедут все, кроме ЕС?
Восстанавливаться придется не только российскому авторынку. 2009 год, как отмечается в обзоре PwC, посвященном глобальной автоиндустрии, стал одним из самых трудных для этой отрасли экономики.
"2009 год навсегда останется в памяти как один из наиболее бурных и трудных периодов за более чем 100 лет существования мировой автомобильной промышленности", - указывается в материалах PwC.
Но полного автомобильного коллапса удалось избежать, так как различные формы государственного вмешательства на фоне глобального экономического кризиса обеспечили отрасли относительно мягкую посадку.
Прошлый год действительно оказался одним из самых тяжелых в истории и для авторынка США. По данным, приводимым в обзоре, всего в стране было продано 10,4 млн авто, на 21,2% меньше, чем годом ранее. Однако автопроизводители прогнозируют постепенное восстановление продаж на этом рынке в 2010 году.
Тяжко придется Европе. "В 2010 году рынки, как ожидается, продемонстрируют признаки восстановления по всему миру за исключением Европы", - говорится в сообщении автоконцерна PSA Peugeot Citroen. Продажи автомобилей в Европе, вероятно, сократятся после завершения государственных программ стимулирования.
Реализация программ стимулирования в прошлом году помогла смягчить последствия рецессии для автопрома. В целом по отрасли продажи автомобилей упали на 2,8% в январе-ноябре, по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (European Automobile Manufacturer‘s Association, EAMA), количество регистраций новых автомобилей в 2009 году снизилось на 1,6% - до 14,5 млн автомобилей.
По оценкам, приводимым PwC, общие продажи автомобилей в ЕС снизятся в 2010 году на 900 тысяч машин из-за существенного падения спроса на немецкие машины.
В Восточной Европе, где падение продаж в 2009 году составило 47,4%, наступивший год также будет сложным. Но здесь можно ожидать некоторого восстановления рынка за счет роста экспорта местных производителей в страны Евросоюза.
В Китае на фоне резвого роста экономики и стимулирующих мер правительства ожидается рост продаж автомобилей на 10% по сравнению с 2009 годом.
Автомобильный сектор Индии рассматривается экспертами PwC в положительном ключе, несмотря на ожидаемое сворачивание мер поддержки отрасли.
Успех налоговых стимулов Бразилии в сочетании с укреплением экономики обеспечил рост продаж автомобилей в 2009 году на 12,7% (до 3 млн единиц). Заглядывая в 2010 год, в PwC предрекают дальнейший рост местной автомобильной промышленности.